18.01.2018 17:24:00

21 декабря Пленумом Верховного суда РФ было принято Постановление № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве».

Данное Постановление раскрывает и дает необходимые разъяснения многих положений Главы III. 2 «Ответственность руководителя и иных лиц в деле о банкротстве» Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ О банкротстве), введенной в действие 29.07.2017г.

Так уточняются признаки, по которым лицо может быть признано контролирующим. Суд должен установить реальное участие лица в процессе управления либо в процессе определения существенных условий сделок, изменивших экономическую и (или) юридическую судьбу должника. Речь идет о сделках, являющихся для должника одновременно значимыми (исходя из масштаба его деятельности, например, сделки, отвечающие критериям крупности) и существенно убыточными (п. 23). 

Суд поясняет, что сам факт наличия установленных законодательством признаков аффилированности (родство, свойство с контролирующими должника лицами) и участие лица в органах управления должника не свидетельствует о том, что лицо является контролирующим. Однако руководитель, фактически не осуществлявший управления все равно признается контролирующим лицом, так как по мнению суда он имел возможность оказывать влияние на деятельность организации. 

К субсидиарной ответственности может быть привлечен как номинальный руководитель, так и лицо, осуществлявшее фактическое руководство. Размер ответственности номинального руководителя может быть снижен в случае раскрытия им личности реального руководителя, его имущества или имущества организации-должника (п. 6).

Лицо, получившее существенную выгоду (существенность определяется размером деятельности должника) вследствие незаконных действий руководителя, также признается контролирующим. Верховный суд разъясняет, что в данном случае имеются ввиду не только единичные сделки, но и цепочки последовательных сделок, в том числе с использованием «фирм-однодневок». Однако указанное лицо не будет признано контролирующим, если оно докажет, что добросовестно приобрело актив посредством возмездной сделки, условия которой были схожими с аналогичными сделками (п. 7). 

Суд уточняет, что под действиями (бездействиями) контролирующего лица, ставшими причиной банкротства, следует понимать только такие действия (бездействия), без которых бы банкротство не наступило (п. 16).

Контролирующее лицо привлекается к субсидиарной ответственности и в случае, когда после наступления банкротства оно своими действиями (бездействиями) существенно ухудшило состояние должника (п. 17).

Если будет доказано, что несколько контролирующих лиц оказали негативное влияние на должника, то они будут нести субсидиарную ответственность солидарно, независимо от того действовали они совместно или независимо друг от друга. Но если действия каждого такого лица в отдельности не привели бы к банкротству (были недостаточными), то их привлекают к ответственности в долях, пропорционально «внесенному вкладу» в ухудшение состояние должника (п. 22).

В случае возникновения обстоятельств, указанных в ст. 9 ФЗ о банкротстве, руководитель должника должен в течение 1 (одного) месяца обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о банкротстве, причем исполнение этой обязанности не зависит от наличия/отсутствия у организации должника средств для финансирования процедуры банкротства. Верховный суд разъясняет, что в случае, если руководитель докажет, что планировал преодолеть возникшие финансовые сложности и прилагает для этого все необходимые усилия, он освобождается от субсидиарной ответственности на тот период, пока выполнение его плана считается разумным с точки зрения обычного руководителя в схожих обстоятельствах (п. 9).

Верховный суд уточняет, что расходы, которые должны быть понесены для финансирования процедуры банкротства, при определении размера субсидиарной ответственности руководителя не учитываются, если только его бездействие (неподача или несвоевременная подача заявления должника о банкротстве) не привело к увеличению таких расходов. Также не учитываются при определении размера субсидиарной ответственности руководителя обязательства перед кредиторами, которым было известно о том, что организация-должник обладает признаками неплатежеспособности, но ее руководитель не обращается в суд с заявлением о банкротстве (п. 14). 

Если бывший руководитель публично сообщил о том, что у него возникла обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве, он не отвечает по обязательствам организации должника, возникшим со следующего дня после такого объявления (п.15). 

Верховный суд разъясняет, что в случае прекращения производства по делу о банкротстве по основаниям, установленным ФЗ О банкротстве (в том числе в связи с отсутствием необходимого финансирования процедур банкротства), заявитель вправе подать заявление о привлечение к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве, даже если дело было прекращено до введения процедуры наблюдения (на стадии проверки судом обоснованности заявления) (п. 31).

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, поданное вне рамок дела о банкротстве, считается поданным в интересах всех кредиторов независимо от их упоминания в данном заявлении (п. 51). Заявитель, подавший указанное заявление, обязан предложить другим кредиторам присоединиться к его требованию. Суд указывает, что сделать это возможно, например, посредством включения сообщения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) (п. 53). Кредиторы могут присоединиться к заявлению путем направления первоначальному заявителю сообщения о наличии у них права требования к должнику до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. При этом у заявителя есть обязанность сообщить суду о всех таких кредиторах. В случае непредоставления информации о кредиторах заявитель несет ответственность перед указанными кредиторами в виде возмещения убытков (п. 55).

Кредитор, не присоединившийся в течение установленного законом времени к поданному вне рамок дела о банкротстве заявлению о привлечении к субсидиарной ответственности, не сможет предъявить требования по тем же основаниям к тому же контролирующему должника лицу, если не докажет наличие у него невозможности присоединения, которая будет признана судом объективной (п. 57).


      

Срок исковой давности для подачи заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности не может превышать трех лет с момента признания должника банкротом, прекращения производства по делу, завершения конкурсного производства, а также не может превышать десяти лет со дня совершения противоправных действий (бездействий).


О применении исковой давности может заявить только контролирующее должника лицо (п. 58).


Суд разъясняет, что истечение срока исковой давности начинается только после возникновения права на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности (п. 59). 

Срок исковой давности может быть восстановлен лишь в исключительных случаях, когда обладающие правом на подачу заявления в суд лица были лишены возможности в течение установленного законом срока обратиться в суд по независящим от них причинам.


Вернуться в раздел