31.05.2019
Источник: Ведомости
4c0ab86945388d652d6c806120756112.png 

Ведомости, 30 мая 2019 г.

Развитию электрогенерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России мешают изобилие дешевого ископаемого топлива, высокая стоимость капитала и дороговизна локализованного оборудования. К таким выводам пришли аналитики Moody’s. «Ведомости» ознакомились с отчетом компании.

Сейчас 50% выработки электроэнергии в России приходится на газовые станции, 20% вырабатывают гидростанции и 14% – атомные. Наименее экологичные угольные станции вырабатывают 14–15% электроэнергии (в Европейском союзе и США на угольные станции приходится 30% выработки, в Китае – около 65%). Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа и вторыми по величине запасами энергетического угля. Доступность и дешевизна ископаемого топлива препятствуют переходу энергорынка на возобновляемые источники, считают аналитики Moody’s.

К 2024 г. в России планируют построить 5,5 ГВт мощностей солнечных и ветряных станций и малых ГЭС и еще 445 МВт мусорных электростанций. Однако по итогам этой программы доля возобновляемой энергетики в России достигнет 1% против целевых 4,5%, подсчитали аналитики Moody’s. И строительство зеленых станций, которые гарантируют генерирующим компаниям 12% прибыли, оплачивают промышленные потребители по договорам предоставления мощности (ДПМ). Из-за высокой стоимостьи строительства таких станций цены на зеленую электроэнергию для российских потребителей оказываются в 2–3 раза выше, чем в среднем по миру. По подсчетам Moody’s, к 2022 г. платежи за возобновляемые источники энергии составят 12% от всех мощностей в европейской части России и на Урале и 6% – в Сибири.

В мире на фоне жесткой конкуренции ВИЭ-технологии постоянно развиваются и удешевляются, пишут аналитики Moody’s, однако российские зеленые генераторы зависят от ограниченного числа местных производителей оборудования, что мешает им получить доступ к самым дешевым и новейшим технологическим решениям.

Сейчас обсуждается возможность продления программы ДПМ ВИЭ до 2035 г. В октябре 2018 г. вице-премьер Дмитрий Козак сказал, что договоры получат только те компании, чье оборудование конкурентоспособно на мировых рынках. Против выступают промышленные потребители, и правительство, как считают в Moody’s, вряд ли продлит действие программы. Но даже с учетом ее завершения ситуация может измениться. Российская энергетическая стратегия предусматривает сокращение выбросов углекислого (CO2) и парниковых газов с 2025 г. Также на положение зеленой энергетики повлияет рост стоимости традиционной генерации и последующее сокращение ее мощности, считают аналитики.

Развитию ВИЭ-генерации может помочь и запланированное правительством прекращение перекрестного субсидирования к 2025 г. и последующий рост цен на электроэнергию для населения. В сочетании с удешевлением зеленой генерации это будет стимулировать переход на микроэлектростанции в жилом секторе.

Развитию ВИЭ в России мешает профицит российской энергосистемы (избыток мощностей оценивается в 20–30 ГВт) при низких темпах роста электропотребления (прогнозный рост – на 1–1,3% ежегодно до 2035 г.), сказал «Ведомостям» руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Алексей Хохлов. В целом он согласен с причинами медленного развития отрасли, обозначенными Moody’s. Простимулировать зеленую генерацию, по его словам, сможет продление программы ДПМ ВИЭ в 2025–2035 гг. А кардинально изменить ситуацию смогут требования по сокращению выбросов парниковых газов. В этом случае себестоимость вырабатываемой электроэнергии перестанет быть главным критерием выбора целевого баланса генерирующих мощностей, считает он.

Изначально целью развития ВИЭ в России было не только создание новой генерации, но и развитие собственных производств и компетенций с выходом на внешние рынки, рассказал через представителя генеральный директор группы компаний «Хевел» (совместное предприятие «Реновы» и «Реам менеджмента») Игорь Шахрай. В результате реализации программы ДПМ ВИЭ годовой объем производства солнечных элементов в России достиг 500 МВт, «Хевел» начала экспорт продукции, которая может конкурировать на мировых рынках, рассказал он. Чтобы снизить себестоимость ВИЭ-генерации, нужно наращивать объемы производства и увеличить строительство солнечной генерации внутри страны минимум на 5 ГВт, считает Шахрай. Также отрасль можно стимулировать через снижение стоимости кредитов для производителей ВИЭ и поддержку экспортеров, продолжает он.

Решения о вхождении в программу ДПМ ВИЭ принимались в 2014 г. в условиях кратного обесценения рубля, общей финансовой нестабильности и дорогого заемного капитала, рассуждает представитель «Солар системс» (принадлежит китайской Amur Sirius), поэтому многие участники отложили вход в отрасль на более поздний срок. Он считает, что для развития отрасли нужно внедрить ВИЭ на розничных рынках, в том числе на изолированных территориях, утвердить правила обращения «зеленых сертификатов», удешевить кредиты и стимулировать использование накопителей энергии.

Представитель «Энел Россия» итальянской Enel отказался от комментариев. Его коллеги из Минэнерго и «НоваВинд» «Росатома» не ответили на запросы «Ведомостей».

Вернуться в раздел