23.06.2017
     

За последние 3 года количество плановых проверок Ростехнадзора в области промышленной безопасности снизилось на 73%, а общее число плановых и внеплановых проверок — на 47%. Количество аварий и погибших при этом неуклонно снижается. Таких результатов удалось добиться благодаря внедрению новых подходов в надзорной деятельности, прежде всего риск-ориентированного подхода. Принципы «умного» контроля с ориентацией на высокие риски реализуются и на региональном уровне. Результаты деятельности Западно-Уральского управления Ростехнадзора обсуждались 16 июня в Перми на публичном балансовом совещании с участием куратора реформы госконтроля, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, главы Ростехнадзора Алексея Алёшина и врио губернатора Пермского края Максима Решетникова.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора. Главная задача — преобразовать государственный контроль и надзор из репрессивного в партнёрский по отношению к бизнесу и ориентировать его на предотвращение ущерба жизни и здоровью граждан.

Ростехнадзор первым в Российской Федерации реализовал принципы риск-ориентированного контроля и надзора, который лежит в основе реформы госконтроля, напомнил Михаил Абызов. Дополнения в закон о промышленной безопасности, предполагавшие реорганизацию контрольно-надзорной деятельности в этой сфере, обсуждались в формате Открытого правительства ещё 4 года назад. С тех пор специалисты федерального и регионального уровня провели масштабную ревизию всех поднадзорных объектов и распределили их по классам опасности, что позволило значительно оптимизировать контрольно-надзорную деятельность Ростехнадзора. Число проверяемых поднадзорных объектов в результате сократилось с 280 тыс. до 9 тыс.

Мы ушли от сплошного, тотального надзора и сосредоточились там, где нужно. В результате количество аварий и погибших у нас сокращается. От модели "одни убегают, другие догоняют" мы переходим к действительно партнёрской модели. Мы определяем красную черту, за которую переступать нельзя, а всё остальное — это вопрос взаимодействия. При первичном незначительном нарушении наказания быть не должно. Основная цель — предотвратить негативные события», — отметил глава Ростехнадзора Алексей Алёшин.

В настоящее время Ростехнадзор переходит от «статической» модели рисков (ориентация на классы опасности) к «динамической» модели (определение категории риска с учётом вероятности несоблюдения обязательных требований). «Динамическая» модель риск-ориентированного надзора неразрывно связана с совершенствованием технологий контрольно-надзорной деятельности. Ведомство проводит целый комплекс мероприятий по созданию системы дистанционного мониторинга технологических процессов на производственных объектах с применением современных средств телеметрии и информационно-коммуникационных технологий. В планах на ближайшие 2-3 года — создание электронного инспектора, системы, которая автоматически будет отслеживать внесение документов и итоги производственного контроля.

Цифровизация должна стать главным элементом преобразований в госконтроле, считает Михаил Абызов. Технологизация надзорных ведомств позволит снизить коррупционные риски, устранить человеческий фактор, а качество надзора станет более объективным и непредвзятым.

Это и есть "цифровая экономика" — когда то, что уже сегодня внедрено на предприятии в целях корпоративной безопасности, государственный надзор будет использовать, с тем чтобы сократить вмешательство инспекторов в работу предприятий там, где в этом нет необходимости», — считает министр.

Западно-Уральское управление Ростехнадзора в 2016 году провело на опасных производственных объектах 13,8 тыс. проверок и выявило 60,2 тыс. нарушений. В 2015 году после 14 тыс. проверок было выявлено 74,6 тыс. нарушений. По итогам проверок за 2016 год было наложено 4288 административных штрафов на сумму более 84 млн рублей, в то время как в 2015 году — 5017 штрафов на сумму 79,5 млн рублей. В 2016 году из плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исключены 252 пункта, в том числе 221 проверка в отношении субъектов малого предпринимательства.

В 2016 году управление зарегистрировало 14 аварий на поднадзорных объектах, несчастные случаи привели к гибели 16 человек. Основные причины трагедий — неудовлетворительная организация производства работ, нарушение технологической и трудовой дисциплины, неэффективность или отсутствие производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Запрос со стороны бизнеса на реформу контрольно-надзорной деятельности существует, и он очень мощный. У предпринимателей запрос даже не на сокращение числа проверок, а на равные условия. Добросовестный бизнес хочет, чтобы все предприятия работали по одним правилам. Для того чтобы взаимодействовать с бизнесом, мы создаём в рамках совета по предпринимательству специальную рабочую группу по контрольно-надзорной деятельности, в которую будем интегрировать все виды контроля и весь запрос от предпринимателей будем отрабатывать», — сказал врио губернатора Пермского края Максим Решетников.

Одна из задач реформы контрольно-надзорной деятельности — снизить вдвое к 2024 году уровень ущерба, а именно сократить смертность, травматизм и экономический ущерб по рискам, которые государство своими требованиями контролирует, отметил Михаил Абызов.

Сегодня только в результате смертельных случаев по рискам, которые контролирует государство, ежегодно мы теряем 80 тыс. человек. Если сравнить это с параметрами лучших практик развитых стран ОЭСР, то в сопоставимых цифрах мы не должны были превышать 45-50 тыс. Наша задача — выйти на этот сопоставимый уровень лучших практик к 2024 году. Это означает, что совокупный эффект, если мы выдержим этот график, будет более 180 тыс. сохранённых жизней. Вот цена вопроса, который мы решаем», — заявил Михаил Абызов.

Вторая задача — сократить административную и неэффективную нагрузку на бизнес по выполнению государственных требований. Сами надзорные мероприятия, даже если они сопровождаются штрафами, составляют 5–10% совокупных издержек бизнеса, отметил министр. Основные неэффективные затраты бизнеса по госконтролю и надзору — это устаревшие требования, которые он вынужден выполнять. Задача — изменить требования, чтобы сократить эти неэффективные затраты. Решение о том, какие требования нужно пересматривать в первую очередь, будет приниматься с учётом мнения бизнеса. Первый блок предложений уже получен, сообщил Михаил Абызов.

До 1 июля 2018 года все надзорные мероприятия в отношении бизнеса, по словам Михаила Абызова, должны быть переведены на чек-листы, которые будут предварительно опубликованы в понятном формате.

Надзорным ведомствам рекомендуется включать в них только те требования, которые охраняют высокие уровни риска. Пока мы пересматриваем устаревшие, дублирующие и неактуальные требования, должен быть механизм сохранения надзорных мероприятий в отношении тех требований, которые действительно охраняют высокий уровень риска», — подчеркнул министр.

Также Михаил Абызов рассказал о новой системе оценки эффективности контролёров, которая в полном объёме заработает со следующего года. До сих пор, по его словам, применялась советская, «палочная» система работы надзорных органов, когда количество проверок, количество выявленных нарушений, количество собранных штрафов является показателем эффективности работы ведомств.

Начиная с этого года, и в полном масштабе начиная со следующего года, мы переходим на новую систему оценки результативности и эффективности работы террорганов. Мы будем смотреть и оценивать работу наших руководителей территориальных органов, инспекторского состава по изменению параметров ущерба, то есть по динамике снижения количества смертельных случаев, травматизма, экономических потерь и ущерба по рискам, которые мы контролируем. Таким образом, на федеральном уровне при распределении ресурсов, денежных средств, при оценке эффективности работы наших руководителей не будет больше учитываться количество проверок. Теперь будет определяться, снижается ли динамика по этим общественно значимым параметрам риска. Обществу всё равно, сколько мы провели проверок. А вот сколько у нас гибнет людей по тем категориям рисков и требований, которые мы формируем на уровне государства, — вот это значимый, самый главный и единственный показатель, который может охарактеризовать работу», — подчеркнул Михаил Абызов.

Этой идеологией заложен также переход на систему, при которой в показатели эффективности надзорного ведомства помимо параметров ущерба будут входить такие параметры, как степень и качество развития бизнеса в поднадзорной сфере. Многие страны этот подход уже применяют. Инспектора нужно ориентировать на то, что он не только контролирует риски и наказывает, но ещё и заботится о том, чтобы бизнес развивался, пояснил министр. Этот подход планируется апробировать на некоторых «пилотах», связанных с функциями Роспотребнадзора в части малого и среднего бизнеса.

Новые принципы госконтроля должны внедряться не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровне, заявил Михаил Абызов.

На муниципальном уровне растёт количество проверок, растёт количество взимаемых штрафов. Там контроль и надзор используется в том числе для того, чтобы пополнить местный бюджет. Это противоречит всем направлениям нашей работы. Новый закон о госконтроле, который мы будем стараться принять в этом году, — это закон о государственном и муниципальном контроле и надзоре. Этот закон 2 недели назад внесён в окончательной редакции в правительство. До сентября мы надеемся рассмотреть его на заседании правительства и внести в Госдуму. Тогда мы решим задачу по распространению новых принципов госконтроля на региональном и муниципальном уровне», — сообщил Михаил Абызов.

Министр также сообщил о планах провести в начале июля всероссийский селектор с участием руководства правительства, руководства Генеральной прокуратуры, туда будут приглашены главы субъектов РФ, представители территориальных предпринимательских объединений, основных надзоров. Михаил Абызов предложил проработать с Генеральной прокуратурой порядок установления различных сроков устранения выявленных нарушений в зависимости от их специфики, затрат и времени, которые требуются, чтобы исключить злоупотребления и коррупционные риски.

Вся информация о ходе реформы контрольно-надзорной деятельности будет доступна на сайте контроль-надзор.рф, который сейчас работает в тестовом режиме.

Вернуться в раздел