Что содержит в себе Типовой перечень
Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (далее – Типовой перечень) утвержден на основании статьи 226 Трудового кодекса. Этой нормой установлены правила финансирования мероприятий по улучшению условий труда. Работодатели должны тратить на решение этих вопросов не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Исключение составляют государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.
Типовой перечень содержит обязательные для всех работодателей мероприятия. К ним относятся:
Перечнем также предусмотрены весьма полезные мероприятия по охране труда и промышленной безопасности, например:
Какую пользу можно извлечь работодателю из Типового перечня
Типовой перечень приносит работодателю не только проблемы. Из него можно извлечь и пользу, поскольку расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством.
Типовой перечень конкретизировал указанные в Налоговом кодексе «расходы на обеспечение нормальных условий труда». Однако о том, что эти расходы учитываются при определении базы по налогу на прибыль, многие работодатели, к сожалению, до сих пор еще не знают. Еще большее их число (включая бухгалтеров) не имеет четкого представления о том, как грамотно использовать Типовой перечень для снижения налогового бремени таким образом, чтобы не было претензий со стороны налоговой службы. К примеру, если организация является плательщиком налога на прибыль или использует упрощенную систему налогообложения по варианту «доходы минус расходы», то приобретение, например, диспенсера (кулера) для обеспечения сотрудников и посетителей офиса питьевой водой можно отнести на необлагаемые налогом расходы. Но все ли бухгалтеры знают об этом?
Чтобы у налогового инспектора не было претензий по поводу отнесения расходов на охрану труда к «прочим расходам», нужно:
Самый лучший вариант, если эти мероприятия перечислены в отчете о проведении спецоценки.
Последние изменения, внесенные в Типовой перечень
Минтруд России 16 июня 2014 г. издал приказ № 357н, который послужил информационным поводом для серии репортажей на всех новостных федеральных каналах. Сообщалось, что новшество позволит работодателям оплачивать занятия своих сотрудников физкультурой и спортом. Многие посетители фитнес-клубов встретили эту новость позитивно. Некоторые каналы все же отметили, что речь не идет о прямом финансировании расходов активных граждан на покупку абонементов в бассейны и спортзалы. Работодатели смогут лишь частично компенсировать эти затраты.
В целом основная цель PR-акции Минтруда России была достигнута. До населения донесли информацию о политике государства в области пропаганды здорового образа жизни и активного занятия физкультурой и спортом. Попутно рассказали о законодательных изменениях, выражающих заботу государства о здоровье своих граждан и позволяющих работодателям разделить бремя расходов сотрудников на эти благородные цели за счет снижения налоговых отчислений.
Что же нового принес упомянутый приказ Минтруда России? Документ дополнил Типовой перечень пунктом 32. Он гласит, что к мероприятиям по улучшению условий труда и снижению уровней профрисков теперь относятся мероприятия, направленные на развитие физкультуры и спорта в трудовых коллективах, а именно:
Тем самым был поставлен конец многочисленным спорам между работодателями и налоговиками по вопросу – правомерно ли учитывать расходы на оплату занятий сотрудников в спортивных секциях, спорт-клубах, фитнес-центрах, тренажерных залах и т. п. Более того, указанное дополнение Типового перечня полезно еще и тем, что позволяет бухгалтерам учитывать их не в составе расходов на оплату труда, как это обычно делалось ранее, а по статье «Прочие расходы, связанные с производством и реализацией». Это позволяет избежать удержания НДФЛ с зарплаты сотрудников и уплаты работодателем дополнительной суммы налогов в фонд оплаты труда с этой части расходов (с начислений в натуральной форме).
В заключение хотелось бы напомнить о том, что налоговое стимулирование государством мер по охране труда не ограничивается приведенными нормами Налогового и Трудового кодексов. Законодательством также предусмотрено частичное финансирование охраны труда за счет средств ФСС. К примеру, работодателям могут вернуть по решению ФСС России до 20 процентов суммы уплаченных страховых взносов за предшествующий год. Это поможет компенсировать расходы на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
Многие мероприятия, содержащиеся в Типовом перечне, могут быть профинансированы за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Таким образом, умело применяя действующее законодательство по охране труда, можно не только снизить налогооблагаемую базу, но и компенсировать часть расходов за счет уменьшения страховых взносов. Учитывая размеры фонда оплаты труда, для крупных предприятий – это миллионы рублей, но даже для относительно небольших организаций с численностью менее 100 сотрудников можно ежегодно экономить сотни тысяч рублей. Как это сделать? Об этом речь пойдет в следующем номере.
Источник: