16.02.2015 09:30:00

Что содержит в себе Типовой перечень

ОТ: просто и понятноТиповой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (далее – Типовой перечень) утвержден на основании статьи 226 Трудового кодекса. Этой нормой установлены правила финансирования мероприятий по улучшению условий труда. Работодатели должны тратить на решение этих вопросов не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Исключение составляют государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

Типовой перечень содержит обязательные для всех работодателей мероприятия. К ним относятся:

  • проведение спецоценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков (п. 1);
  • обеспечение средствами индивидуальной защиты сотрудников, занятых на работах с вредными (и) или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением (п. 19);
  • хранение средств индивидуальной защиты, а также уход за ними, проведение ремонта и замена СИЗ (п. 20);
  • организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников (п. 22);
  • обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов (п. 24);
  • проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (п. 25);
  • организация и проведение производственного контроля (п. 28);
  • издание (тиражирование) инструкций по охране труда (п. 29);
  • перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест для обеспечения безопасности работников (п. 30).


Перечнем также предусмотрены весьма полезные мероприятия по охране труда и промышленной безопасности, например:

  • реализация мероприятий по улучшению условий труда (п. 2);
  • устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов (п. 5);
  • устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников (п. 6);
  • нанесение сигнальных цветов и знаков безопасности на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты (п. 7);
  • устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, в том числе, комнат релаксации, психологической разгрузки и обогрева сотрудников, а также укрытий от солнца и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (п. 17);
  • приобретение и монтаж установок (автоматов) с питьевой водой (п. 18);
  • организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (п. 23).


Какую пользу можно извлечь работодателю из Типового перечня

Типовой перечень приносит работодателю не только проблемы. Из него можно извлечь и пользу, поскольку расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством.

Типовой перечень конкретизировал указанные в Налоговом кодексе «расходы на обеспечение нормальных условий труда». Однако о том, что эти расходы учитываются при определении базы по налогу на прибыль, многие работодатели, к сожалению, до сих пор еще не знают. Еще большее их число (включая бухгалтеров) не имеет четкого представления о том, как грамотно использовать Типовой перечень для снижения налогового бремени таким образом, чтобы не было претензий со стороны налоговой службы. К примеру, если организация является плательщиком налога на прибыль или использует упрощенную систему налогообложения по варианту «доходы минус расходы», то приобретение, например, диспенсера (кулера) для обеспечения сотрудников и посетителей офиса питьевой водой можно отнести на необлагаемые налогом расходы. Но все ли бухгалтеры знают об этом?

Чтобы у налогового инспектора не было претензий по поводу отнесения расходов на охрану труда к «прочим расходам», нужно:

  • составить перечень конкретных мероприятий по улучшению условий, охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
  • утвердить данный перечень приказом руководителя организации.


Самый лучший вариант, если эти мероприятия перечислены в отчете о проведении спецоценки.

Последние изменения, внесенные в Типовой перечень

Минтруд России 16 июня 2014 г. издал приказ № 357н, который послужил информационным поводом для серии репортажей на всех новостных федеральных каналах. Сообщалось, что новшество позволит работодателям оплачивать занятия своих сотрудников физкультурой и спортом. Многие посетители фитнес-клубов встретили эту новость позитивно. Некоторые каналы все же отметили, что речь не идет о прямом финансировании расходов активных граждан на покупку абонементов в бассейны и спортзалы. Работодатели смогут лишь частично компенсировать эти затраты.

В целом основная цель PR-акции Минтруда России была достигнута. До населения донесли информацию о политике государства в области пропаганды здорового образа жизни и активного занятия физкультурой и спортом. Попутно рассказали о законодательных изменениях, выражающих заботу государства о здоровье своих граждан и позволяющих работодателям разделить бремя расходов сотрудников на эти благородные цели за счет снижения налоговых отчислений.

Что же нового принес упомянутый приказ Минтруда России? Документ дополнил Типовой перечень пунктом 32. Он гласит, что к мероприятиям по улучшению условий труда и снижению уровней профрисков теперь относятся мероприятия, направленные на развитие физкультуры и спорта в трудовых коллективах, а именно:

  • компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
  • организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе, мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Сюда же включается оплата труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
  • организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, ЛФК с работниками, которым врачи рекомендовали эти занятия), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
  • приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
  • устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;
  • создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.


Тем самым был поставлен конец многочисленным спорам между работодателями и налоговиками по вопросу – правомерно ли учитывать расходы на оплату занятий сотрудников в спортивных секциях, спорт-клубах, фитнес-центрах, тренажерных залах и т. п. Более того, указанное дополнение Типового перечня полезно еще и тем, что позволяет бухгалтерам учитывать их не в составе расходов на оплату труда, как это обычно делалось ранее, а по статье «Прочие расходы, связанные с производством и реализацией». Это позволяет избежать удержания НДФЛ с зарплаты сотрудников и уплаты работодателем дополнительной суммы налогов в фонд оплаты труда с этой части расходов (с начислений в натуральной форме).

В заключение хотелось бы напомнить о том, что налоговое стимулирование государством мер по охране труда не ограничивается приведенными нормами Налогового и Трудового кодексов. Законодательством также предусмотрено частичное финансирование охраны труда за счет средств ФСС. К примеру, работодателям могут вернуть по решению ФСС России до 20 процентов суммы уплаченных страховых взносов за предшествующий год. Это поможет компенсировать расходы на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.

Многие мероприятия, содержащиеся в Типовом перечне, могут быть профинансированы за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Таким образом, умело применяя действующее законодательство по охране труда, можно не только снизить налогооблагаемую базу, но и компенсировать часть расходов за счет уменьшения страховых взносов. Учитывая размеры фонда оплаты труда, для крупных предприятий – это миллионы рублей, но даже для относительно небольших организаций с численностью менее 100 сотрудников можно ежегодно экономить сотни тысяч рублей. Как это сделать? Об этом речь пойдет в следующем номере.


Источник: Охрана труда: просто и понятно

Вернуться в раздел