17.11.2015 10:14:00
В соответствии с письмом Минтруда России, организациям, ранее аккредитованным на право предоставления услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда и в настоящее время наделенным правом проведения специальной оценки условий труда, предлагается представить в Минтруд России сведения об аккредитации испытательных лабораторий, включая область аккредитации, об экспертах по специальной оценке условий труда, о наличии в уставах организаций сведений о специальной оценке условий труда как основном (одном из основных) виде деятельности. Зачем собирается данная информация и каковы последствия для организаций, проводящих специальную оценку условий труда? Об этом рассказал генеральный директор СРО НП «НООБОТ» Александр Однохоров.

-Александр Иванович, зачем Министерство собирает информацию об организациях, проводящих специальную оценку условий труда?

На протяжении долгого времени ведется работа по обеспечению соответствия организаций,проводящих СОУТ, установленным законодательством требованиям. Дело в том, что организации несут финансовые затраты на обеспечение соответствия требованиям – покупка приборов, прохождение аккредитации, обучение экспертов и т.п. и всем участникам рынка важно, чтобы ценовая политика и политика в области качества формировалась исходя из равных принципов. Если одна организация приложила усилия для обеспечения соответствия требованиям к области аккредитации и экспертам, а другая решила «доработать» до установленного законом срока и не вкладываться финансово в обеспечение своей работы в соответствии с законом, то здесь и появляется основа для недобросовестной конкуренции. Ведь вторая компания может не заботиться о качестве своей работы и существенно
снижать цены. В этих условиях и нам, как профессиональному сообществу, и Минтруду как регулятору важно, чтобы все играли по одинаковым правилам.

-А как это будет обеспечиваться? Что можно почерпнуть из той информации, которую представили организации?

Члены нашего СРО обращались к нам с во-просами, что нужно учитывать при предоставлении информации и какие будут последствия по результатам анализа этой информации. Вопервых, мы обращали внимание наших коллег на требования к экспертам. В законе (прим. Федеральный закон от 28.12.2013 г. No426-ФЗ) четко указано, что в организациях, проводящих СОУТ, должны быть заняты не менее пяти экспертов, имеющих соответствующие сертификаты. При этом спецоценку могут проводить и организации, ранее включенные в реестр организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда. Однако в таком случае полномочия экспертов возлагаются на лиц, допущенных к работе в испытательных лабораториях, и состоявших на 1 января 2014 г. в трудовых отношениях с данной организацией. Исходя из того можно, например, понять, правомерно ли работник организации выполняет функции эксперта и подписывает соответствующие отчеты.

-То есть, если работник принят в организацию после 1 января 2014 года и не имеет сертификата эксперта, он не может выполнять функции эксперта?

Нет, такой работник функции эксперта выполнять не может и подписывать соответствующие документы также не может. Но это вовсе не означает, что организация не соответствует требованиям. В ней должен быть занят хотя бы один работник с трудовым договором, заключенным до 1 января 2014 года, если он не эксперт, или сертифицированные эксперты.
Далее, мы обращали внимание наших членов на формирование области аккредитации. В ч. 3 ст. 13 закона о специальной оценке условий труда установлено, что в рамках данной процедуры испытательные лаборатории проводят измерения указанных в данной статье вредных производственных факторов. Исходя из этого, необходимо решить вопрос о том, насколько правомерно включать в область аккредитации нормативные и технические документы, которые не содержат собственно методы измерений. В частности, некоторые испытательные лаборатории указывают на приказ Минтруда России от 24.01.2014 г. No33н как документ, содержащий методы измерений по некоторым физическим факторам. Это недопустимо, не соответствует требованиям законодательства и, кстати, анализируется при подаче документов в Минтруд России. Однако и здесь есть исключение. Например, когда мы говорим об оценке напряженности трудового процесса или биологическом факторе (в части патогенных микроорганизмов), включать упомянутый приказ можно и нужно.

- А какие последствия ждут организацию, которая не будет соответствовать требованиям?

Я бы не ставил вопрос так категорично. Еще раз подчеркну, что цель этой работы, равно как и проводимой нами в СРО работы заключается не в том, чтобы устроить охоту на ведьм, а в том, чтобы наладить конструктивную работу со всеми организациями, проводящими СОУТ. Эта работа системная и предполагает несколько этапов. Безусловно, если будут выявляться грубые нарушения и организации не будут предпринимать меры по их устранению, можно будет говорить о каких-либо последствиях для таких организаций, но в строгом соответствии с законом.

-То есть жесткие меры по немедленному исключению из реестра не последуют?

Такие решения принимает только Минтруд России по основаниям, которые закреплены законодательно. Исходя из общей логики проводимой работы мне представляется, что таких немедленных последствий не будет. Я могу лишь заверить, что мы взаимодействуем с коллегами и оказываем методическую помощь организациям, проводящим СОУТ в части обеспечения соответствия всем требованиям, а также активно участвуем в отстаивании интересов наших организаций.

Источник: ВНИИ охраны и экономики труда
Вернуться в раздел