03.06.2014 09:30:00

Практический комментарий к Федеральным законам от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

В конце прошлого года Президентом РФ были подписаны два Федеральных закона от 28.12.2013 г.:

  • №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – закон №426-ФЗ));
  • №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» (далее – Закон №421-ФЗ).

Законом №426-ФЗ положено начало объединению и унификации процедур исследования условий труда на рабочих местах, таких как:

  • аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • производственный контроль.

ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ

С незапамятных времен существуют вредные производства. По отношению к работникам этих производств государством выработан ряд особых правил охраны здоровья. По большому перечню «вредных» профессий и специальностей законодательство предоставляет работникам право на досрочную пенсию, а также ряд компенсаций (по продолжительности рабочего дня и оплате труда, а также в виде дополнительного отпуска).

Необходимость изменения законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, назрела давно. Около восьми лет назад в ст. 219 ТК РФ была включена норма, согласно которой размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В целях реализации этой нормы Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» был предусмотрен минимальный размер соответствующих компенсаций, устанавливаемых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

При этом было дано поручение Минздравсоцразвития России в шестимесячный срок установить в зависимости от класса условий труда работникам, занятым во вредном производстве:

  • сокращенную продолжительность рабочего времени (в общем случае она не должна превышать 36 ч в неделю (абз. 2 п. 1 Постановления № 870));
  • минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (в общем случае такой отпуск должен быть не менее 7 календарных дней (абз. 3 п. 1 Постановления № 870));
  • минимальный размер повышения оплаты труда (не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для работ с нормальными условиями труда (абз. 4 п. 1 Постановления N 870)), а также условия предоставления указанных компенсаций.

Но это поручение так и не выполнено до настоящего времени.

Пробелы в правовом регулировании вопросов предоставления гарантий и компенсаций «вредникам» (отсутствие документов, позволяющих дифференцировать виды и размеры компенсаций работникам в зависимости от степени вредности условий труда) сформировали неоднозначную судебную практику (в частности, Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 г. № 135-О, Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2013 г. № АКПИ12-1570 и др.).

Кроме того, ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 2013 г. установлены дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР. Их платят работодатели-страхователи, использующие труд наемных рабочих, чьи профессии указаны в п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Еще раньше такие же перечни содержали Списки №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, которые были утверждены Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10.

Упомянутой ст. 58.3 Закона №212-ФЗ предусмотрено поэтапное повышение указанных тарифов. При этом ч. 4 указанной статьи (до внесения в нее изменений комментируемым Законом № 421-ФЗ) предусматривала возможность освобождения плательщиков страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам от их уплаты по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ), проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

Но такого закона не было, а нормы, регулирующие проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, не позволяли применять их для данной процедуры.

Стало очевидно, что указанные две процедуры (аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда) должны быть объединены и унифицированы. Это даст возможность работодателю проводить исследование рабочих мест работников однократно, а не дважды. Результаты данного исследования могут использоваться как в целях уплаты страховых взносов в ПФР, так и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником трудовой деятельности.

Процедура СОУТ, приходящая на смену аттестации рабочих мест, – это по сути инструмент перехода от формального «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к механизму, который учитывает в указанных целях исключительно фактическое вредное и (или) опасное воздействие производственных факторов на организм работника.

Такие изменения законодательства в результате позволят:

  • максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на определенном рабочем месте;
  • экономически простимулировать работодателей к тому, чтобы вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда. Это, в свою очередь, даст им возможность в дальнейшем оптимизировать свои расходы как по предоставлению гарантий и компенсаций, так и по уплате дополнительных страховых взносов в ПФР.

Разработчики нормативной базы, связанной с процедурой проведения СОУТ, отмечали, что перечень новых документов включает в себя не только сам Закон №426-ФЗ. Это комплексный пакет документов, в который помимо еще одного комментируемого Закона №421-ФЗ должны войти законы, вносящие поправки:

  • В пенсионное законодательство. Новые нормы должны регулировать учет пенсионных прав и условия пенсионного обеспечения работников, за которых работодатель платит дополнительные взносы в ПФР. Кроме того, изменения должны учитывать особенности сохранения, учета и конвертации (при необходимости) прав работников, осуществляющих трудовую деятельность на рабочих местах, включенных в Списки №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
  • В законодательство об обязательном социальном страховании. Коррективы в этой сфере законодательства должны быть направлены на постепенный переход возмещения так называемого «досрочного» периода выплаты пенсии из системы ОПС в систему обязательного социального страхования с установлением процедуры индивидуальной оценки риска приобретения профессионального заболевания при условии продолжения работы и, соответственно, индивидуальной оценки нуждаемости в выплате страхового обеспечения досрочно.

Что касается Закона №421-ФЗ, то он вносит поправки, в частности, в следующие документы:

  • Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ст. 1 «Основные понятия, употребляемые в настоящем Федеральном законе», ст. 6 «Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица», ст. 11 «Представление в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о страховых взносах и страховом стаже», ст. 17 «Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц»);
  • Уголовный кодекс РФ
  • (ст. 143 «Нарушение требований охраны труда»);
  • Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 13 «Права и обязанности страховщиков», ст. 15 «Права и обязанности застрахованных лиц», ст. 16 «Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации», ст. 17 «Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации», ст. 18 «Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации», ст. 33.2 «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года»);
  • Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 2 «Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе», ст. 14 «Размеры трудовых пенсий по старости», ст. 27 «Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии»).

Кроме того, Законом №421-ФЗ поправки, в основном технического характера, внесены в Федеральные законы от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и от 16.07.1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Помимо этого должны быть изменены действующие или утверждены новые подзаконные акты (постановления Правительства РФ, Минтруда России и др.), конкретизирующие порядок, условия и размеры предоставления соответствующих гарантий и компенсаций, выдачи средств индивидуальной защиты.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

В то же время законодательные новшества должны обеспечивать преемственность с прежними нормами. Работники вредных производств должны быть уверены в стабильности правового регулирования гарантий и компенсаций и доверять действиям государства. Так же как и работодатели должны быть убеждены в устойчивости механизма уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам и в том, что переход на новые правила СОУТ пройдет у них с минимальными затратами.

В Законе №426-ФЗ предусмотрен достаточно длительный переходный период (до 31 декабря 2018 г.). В течение следующих пяти лет будут признаваться действующими и подлежащими реализации имевшиеся до момента вступления в силу нового Закона права участников оценки условий труда и ее результаты.

Например, до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ работодатель мог в отношении рабочих мест провести их аттестацию по условиям труда. В этом случае специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Исключение составляют случаи возникновения обстоятельств, при которых должна проводиться внеплановая специальная оценка труда, в частности:

  • выдача работодателю предписания госинспектора труда о проведении внеплановой оценки условий труда в связи с выявленными в ходе надзора нарушениями Закона № 426-ФЗ;
  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • другие ситуации, указанные в п. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

Переходные правила позволят работодателям избежать дополнительных финансовых расходов, а государству – использовать уже накопленную информацию о состоянии условий труда в РФ.

РЕГУЛИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

Регулирование СОУТ осуществляется ТК РФ, комментируемым Законом №426-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 1 ст. 2 Закона № 426-ФЗ).

ТК РФ дополнен ст. 351.3 устанавливающей особенности регулирования трудовых отношений с экспертами в сфере проведения СОУТ (это работники, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по СОУТ и имеющие сертификат эксперта на право выполнения таких работ). Порядок аттестации и особенности регулирования труда указанной категории работников устанавливаются Законом №426-ФЗ (ст. 20). С целью обеспечения максимальной прозрачности проведения процедуры СОУТ Законом установлены однозначно понимаемый терминологический аппарат, права и обязанности работодателя и работника при проведении специальной оценки условий труда, а также организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Минтруд России наделен полномочиями по ведению федеральной государственной информационной системы учета результатов СОУТ. Эта информационная система призвана обеспечить доступ и использование результатов СОУТ уполномоченными органами государственной власти. Объектами учета в такой информационной системе являются сведения о работодателях, о рабочих местах, о проводивших СОУТ организациях. За Рострудом закреплены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Закона № 426-ФЗ в рамках осуществляемого в настоящее время государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, а также по ведению реестра деклараций соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (ст. 21 Закона №426-ФЗ).

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ И ДЕКЛАРИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Разработчики Закона №426-ФЗ, по которому СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест, старались сохранить преемственность к этой процедуре. В то же время в новых нормах постарались учесть и исправить выявленные в правоприменительной практике недостатки, связанные с аттестацией.

Так же как и аттестация, процедура СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией. В уставных документах такой организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение СОУТ. В такой организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору. Они должны иметь сертификат на право выполнения работ по СОУТ. Среди экспертов должен быть хотя бы один человек, имеющий высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В качестве структурного подразделения в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), аккредитованная в установленном порядке национальным органом РФ по аккредитации.

Методику проведения СОУТ должен утвердить Минтруд России. Проект этого документа уже подготовлен (Методика в настоящее время уже утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», документ зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2014 г. № 31689, – прим. ред.).

Он включает в себя:

  • текст самой Методики;
  • Классификатор вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • форму отчета комиссии по проведению СОУТ и Инструкцию по ее заполнению.

В Методике определены общие положения, порядок проведения и идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, порядок проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и опасных факторов, а также порядок отнесения условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам исследований и измерений.

Для проведения процедуры СОУТ Законом установлен следующий порядок. Сначала работодателем создается комиссия из нечетного числа членов. В состав комиссии входят представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Затем комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест.

Далее эксперт специализированной организации осуществляет идентификацию потенциально опасных производственных факторов на рабочих местах. Результаты такой идентификации утверждает комиссия.

Если опасностей нет, условия труда на данном рабочем месте комиссия признает допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. В такой ситуации работодатель должен подать в государственную инспекцию труда в субъекте РФ декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форму и порядок подачи такой декларации должен утвердить Минтруд России. В проекте Приказа этого ведомства отмечено следующее. Декларацию, оформленную по установленной форме, работодатель может представить лично, отправить почтовым переводом с описью вложения и уведомлением о вручении или подать в электронном виде.

Закон допускает привлечение к проведению СОУТ профсоюзного инспектора. В этом случае вместе с декларацией направляется копия коллективного договора. И при подаче декларации в электронном виде на сайте государственной инспекции труда вместе с декларацией нужно будет загрузить и электронную копию этого договора.

Если же опасные факторы на рабочем месте будут выявлены, комиссия должна принять решение о проведении их исследований (испытаний) и измерений.

Исследование и измерения фактических значений вредных факторов осуществляет испытательная лаборатория, эксперты и иные работники специализированной организации.

Закон № 426-ФЗ (п. 4 ст. 8) предусматривает проведение процедуры СОУТ на рабочем месте с периодичностью не реже чем один раз в пять лет (если иное не установлено Законом). Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда также действительна в течение пяти лет.

Если в этот период с работником, занятым на «продекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве или у него будет выявлено профессиональное заболевание (по причине воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов), в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается. В этом случае должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда.

Исключение составляют несчастные случаи на производстве, произошедшие по вине третьих лиц.

Если никаких ЧП на производстве в течение срока действия декларации не случится, он продлевается на следующие пять лет.

УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЗАТРАТ НА ПРОВЕДЕНИЕ СОУТ

Поскольку необходимость проведения СОУТ закреплена Законом № 426-ФЗ, в бухгалтерском учете затраты работодателя на ее проведение, произведенные с привлечением специализированной организации, относятся в период их осуществления к расходам по обычным видам деятельности (п.п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99).

Их следует отражать по дебету счетов затрат (20, 23, 25, 26, 44) в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Затраты на аттестацию рабочих мест можно было покрывать за счет страховых взносов от НСП и ПЗ. Аналогичной нормы в отношении СОУТ пока что ФСС РФ не принимал.

В налоговом учете затраты на проведение СОУТ, осуществленные за счет работодателя, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (расходы на обеспечение нормальных условий труда). Такие расходы уменьшают базу по налогу на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). У плательщиков НДС сумма входного налога с услуг по проведению СОУТ принимается к вычету в общем порядке (при условии, что услуги учтены, имеется счет-фактура и рабочие места относятся к деятельности, облагаемой НДС).

ПРИМЕР. Компания заключила договор со специализированной организацией на проведение СОУТ. Стоимость услуг эксперта по идентификации потенциально опасных производственных факторов и осуществлению испытаний (измерений) на рабочих местах, на которых такие факторы выявлены, составила 59 000 руб., в том числе НДС 9000 руб. Оказанные услуги были оплачены с расчетного счета компании.

В бухгалтерском учете эти факты хозяйственной жизни следует отразить такими записями:

– 59 000 руб. – оплачены услуги специализированной организации по проведению СОУТ;
Дебет 20 Кредит 60
– 50 000 руб. – отражены затраты на проведение СОУТ;
Дебет 19 Кредит 60
– 9000 руб. – отражен НДС согласно счету-фактуре поставщика услуг;
Дебет 68 Кредит 19
– 9000 руб. – принят к вычету НДС.

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ

Где будут применяться результаты проведения СОУТ? Ответ на этот вопрос содержит ст. 7 Закона №426-ФЗ.

В ней представлен открытый перечень сферы применения результатов проведения СОУТ. Законодатель допускает использовать эти результаты:

  • для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты.

С помощью результатов СОУТ можно контролировать состояние условий труда на рабочих местах, организовывать в установленных случаях обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников.

На основании результатов проведения СОУТ работодатель устанавливает работникам предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации, обосновывает финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НСП и ПЗ).

Среди других целей использования результатов СОУТ в Законе указаны:

  • установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование НСП и ПЗ;
  • подготовка статистической отчетности об условиях труда;
  • решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • рассмотрение и урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  • определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  • принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • иные цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

ИЗМЕНЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПФР

Как уже отмечалось ранее, с 1 января 2013 г. работодатели, сотрудники которых заняты на вредном производстве, платят дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР. При установлении дополнительных тарифов законодатель изначально предусмотрел «переходный период» (в 2013 и 2014 гг. работодатели применяют пониженные тарифы, а с 2015 г. – максимальный размер тарифа) и разделил работников, имеющих право на досрочную страховую пенсию, на две группы.

Это разделение привязано к положениям п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ.

Значения дополнительных тарифов, установленных п.п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ приведены в таблице ниже.

Группа работников, имеющих право на досрочную страховую пенсию Годы
2013 2014 2015 и далее
Первая 4,0 6,0 9,0
Вторая 2,0 4,0 6,0


Законом №421-ФЗ вместо указанных в таблице выше двух дополнительных тарифов установлено пять. Эти тарифы дифференцированы по каждому из классов вредности, начиная с подклассов 1 и 2 (с тарифом 0%) и заканчивая подклассом 4 (с тарифом 8%).

Новые дополнительные тарифы (см. таблицу ниже) с 1 января 2014 г. применяют плательщики страховых взносов, указанные в п.п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, в зависимости от установленного по результатам СОУТ класса условий труда.

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса, %
Опасный 4 8
Вредный 3.4 7
3.3 6
3.2 4
3.1 2
Допустимый 2 0
Оптимальный 1 0


Как видно из таблицы выше, если по результатам проведения СОУТ рабочие места организации будут отнесены к I (оптимальному) или II (допустимому) классу условий труда, то платить дополнительные взносы работодателю с 1 января 2014 г. не придется.

Переходными положениями Закона №421-ФЗ (п. 5 ст. 15) установлено, что при определении размера дополнительного тарифа работодатель вправе использовать результаты проведенной в соответствии с ранее действовавшим Порядком аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно. Дополнительные тарифы применяются в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам такой аттестации признаны вредными и (или) опасными.

Если же в организации не проводилась ни аттестация рабочих мест, ни пришедшая ей на смену СОУТ, такие организации должны продолжать начислять дополнительные взносы по тарифам, указанным в первой таблице.

Как и в прошлом году, начисление по дополнительным тарифам производится независимо от общей суммы выплат и вознаграждений в пользу соответствующего работника за календарный год. Другими словами, предельная сумма выплат, установленная на 2014 г. в размере 624 000 руб. для начисления «основных» взносов в ПФР, на дополнительные взносы не распространяется.

ПЕНСИОННЫЕ ПРАВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Классификация условий труда как вредных или опасных дает работнику, занятому на работе с такими условиями труда, право выхода на пенсию досрочно.

Законодатель сохранил преемственность этих норм.

До установления класса условий труда на рабочих местах (в том числе тех, условия труда на которых по результатам прежней аттестации рабочих мест признаны оптимальными или допустимыми) по работам, указанным в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, периоды таких работ могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Но только в том случае, если работодатель будет соблюдать условие по уплате дополнительных страховых взносов.

Дело в том, что о «льготных» периодах, имевших место после 1 января 2013 г., сказано в п. 3 ст. 27 Закона № 173-ФЗ. Но в этом пункте есть оговорка относительно того, что условия назначения досрочной пенсии применяются в том случае, если класс условий труда на указанных рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам СОУТ. А как быть, если такая оценка еще не проведена? И у работодателя есть только результаты аттестации рабочих мест, проведенной по ранее действовавшим правилам. На этот случай законодатель и предусмотрел переходное положение, в котором сказано, что такое положение дел не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на указанных рабочих местах при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

НОВЫЕ СОСТАВЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И САНКЦИИ В КОАП РФ

Статьей 11 Закона № 421-ФЗ внесены изменения и дополнения в КОАП РФ. Законодатель выделил наиболее опасные для жизни и здоровья работников нарушения законодательства об охране труда в отдельную ст. 5.27.1.

В ней предусмотрены, в частности, следующие составы правонарушений в области охраны труда.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение карается вынесением предупреждения или наложением административного штрафа:

  • на должностных лиц и ПБОЮЛ – в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний предусмотрен административный штраф:

  • на должностных лиц и ПБОЮЛ – в размере от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 130 000 руб.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц и ПБОЮЛ – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 130 000 до 150 000 руб.

В соответствии с примечанием к этому правонарушению под средствами индивидуальной защиты следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко II классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (ст. 14.54 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб.

Законом №421-ФЗ в ряд статей ТК РФ внесены существенные поправки, касающиеся правил установления продолжительности рабочего времени во вредных условиях, предоставления дополнительных отпусков. Изменен и порядок уплаты взносов предпринимателями. Об этих и других новшествах мы расскажем в рубрике «Подробности» в ближайших номерах журнала.

А. Ларина

Источник: «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии», №2, 2014.

Вернуться в раздел