31.01.2017
Источник: Эксперт ONLINE
Работай на здоровье      

Процедура специальной оценки условий труда на российских предприятиях доказала эффективность. Однако породила и проблему сговора между недобросовестным работодателем и независимым оценщиком.

Исполнилось три года специальной оценке условий труда: с 1 января 2014 года федеральный закон обязал проводить эту процедуру всех работодателей, а также индивидуальных предпринимателей, нанимающих на работу сотрудников. На ее основании работодатель решает, как улучшать эти условия, какие средства защиты необходимы сотрудникам, как рассчитать компенсации за вредную работу. Кроме того, от результатов экспертизы зависит размер пенсионных взносов.

Из вредности

Закон считался революционным, его принятие сопровождалось серьезными дискуссиями. По мнению разработчиков, только проведение предусмотренных им мероприятий позволяет достоверно оценивать условия труда на рабочих местах. Но реализация закона выявила проблемы. Одну из главных обозначил Валерий Корж, директор департамента условий и охраны труда Минтруда России, входящего в число разработчиков:

— Оценка условий труда — это договорный процесс между работодателем и независимым оценщиком — организацией, которую он нанимает для проведения оценки. В отдельных случаях слово «независимый» можно поставить в кавычки, потому что в погоне за длинным или коротким рублем оценщик может идти на сговор и приукрашивать картину, умышленно снижать уровень вредности, чтобы уменьшить компенсации работникам.

Действительно, три года назад у экспертов были опасения по поводу того, что по результатам специальной оценки условий труда в России удельный вес работников, занятых на вредных и (или) опасных условиях, значительно сократится. Итоги оказались прямо противоположными.

— По данным Росстата, которые за 2013 год предоставили сами работодатели, во вредных условиях трудились 32% всех работников. А 2014 год нам дал 39%. Мы гармонизировали отчетность Росстата с тем набором факторов, которые есть в спецоценке, и выяснилось, что 7% у нас просто не попадали в отчетность, — объясняет Валерий Корж.

По состоянию на конец 2015 года, работающих во вредных условиях оказалось 39,1%.

Сказанное вовсе не означает, что большинство работодателей в проведении спецоценки руководствуются задачей сохранения квалифицированного промышленного персонала. Организация для проведения этой процедуры, как правило, выбирается на основе конкурса. Демпинг страшный, как битва за Алеппо. Автору статьи рассказали историю о том, как одно из предприятий Екатеринбурга организовало в прошлом году конкурс по отбору организации для проведения специальной оценки условий труда (предстояло исследовать около 800 рабочих мест). Екатеринбургские компании, специализирующиеся на данной услуге, дали свой минимум цены — 50 тыс. рублей. Победила компания из Омска, не имеющая филиала в столице Урала, предложившая 30 тыс. рублей. Вопрос: как на эти деньги как минимум двоим специалистам приехать с оборудованием в Екатеринбург, отработать здесь по меньшей мере месяц и остаться с прибылью? Ответ: вероятнее всего, работать будут заочно, записывая необходимые данные со слов работодателя.

Следствием такого подхода во многих случаях становится фальсификация экспертных рекомендаций, что пагубно влияет на уровень безопасности труда. В ноябре 2016 года резонанс в региональных СМИ вызвал несчастный случай в Екатеринбурге: на стройке высотного дома разбились при падении с высоты 17-го этажа двое рабочих. По предварительной версии следствия, к гибели строителей могло привести отсутствие страховочного оборудования. Вообще статистика показывает, что в 2015 году больше всего травм с летальным исходом получили работающие в строительстве — 22,5% от общего числа. «Сегодня рабочие на стройках подвергают себя большей опасности, чем шахтеры, именно из-за неверной организации труда», — отметила российский вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец. В наступившем году чиновники намерены уделить особое внимание охране труда именно в этой отрасли.

Заметим, что успех новой системы во многом зависит от общественной активности. Так, в соответствии с действующим порядком проведения государственной экспертизы условий труда (носит заявительный характер, проводится органами по труду и занятости субъектов РФ), если работники, профсоюз или работодатели сомневаются в объективности оценки, они вправе обратиться в органы госэкспертизы за ее подтверждением или опровержением.

Из интереса

Менеджмент уральских промышленных предприятий считает, что нововведения 2014 года положительно повлияли на развитие системы охраны труда, а также отмечает повышение эффективности работы органов государственного надзора в этой сфере.

— Выделение специальной оценки условий труда в отдельный институт связано с непродуктивностью процедуры аттестации рабочих мест в современных реалиях. Во-первых, в рамках процедуры не достигалась одна из основных целей — улучшение условий труда на рабочих местах. Во-вторых, работодатели не имели особой заинтересованности ни в ее проведении, ни в последующей реализации мероприятий по совершенствованию системы охраны труда на предприятии, — сообщил и.о. первого заместителя генерального директора — главный инженер МРСК Урала Вадим Локтин. — Несмотря на то, что специальная оценка имеет уникальный порядок, она сохранила лучший опыт традиционной процедуры анализа охраны труда на предприятиях. Новый подход для проведения оценки, применение реальных критериев поменяли отношение работодателей и стимулируют их выполнять обязательства в сфере охраны труда. Так, во всех филиалах и производственных отделениях МРСК Урала в 2015 году в сравнении с предыдущим годом количество разработанных мероприятий по улучшению условий труда выросло в три раза.

— Чем прозрачнее нормативный акт, тем понятнее система охраны труда на предприятии. Закон о специальной оценке условий труда внес больше ясности в спорные моменты при аттестации рабочих мест. Например, были ужесточены требования к сторонним организациям, проводящим спецоценку, а зависимость дополнительных тарифов от класса условий труда дала стимул для оперативного проведения мероприятий, касающихся спецоценки, — отметила руководитель службы охраны труда управления по промышленной безопасности и охране труда Антипинского НПЗ Ольга Пуртова. — Стало доступным обращение в госорганы по интернету. Сегодня получить бесплатные консультации по вопросам охраны труда и трудовых отношений можно не выходя из офиса. Это упрощает решение очень многих вопросов и позволяет быстро получить обратную связь.

Начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Южно-Уральской железной дороги Александр Илюшкин рассказал, как госнадзор сегодня заставляет железнодорожников раскошеливаться на охрану труда:

— В сравнении с советским временем и с 90-ми годами органы надзора, так же как и железнодорожный транспорт, подверглись реструктуризации. После образования ОАО «РЖД» в 2003 году надзорные структуры, ранее подведомственные министерству путей сообщения, отделились и перешли в государственные надзорные органы. Ранее ведомственные надзорные структуры принимали во внимание ведомственные документы и в большей части были помощниками в работе; предъявляемые ими требования носили профилактический характер и не вызывали дополнительных финансовых затрат. В настоящее время госнадзор руководствуется лишь государственными нормативными документами, зачастую для выполнения его предписаний требуются инвестиции.

Об эффективности взаимодействия российских контролирующих органов и предприятий в сфере охраны труда свидетельствует факт значительного снижения случаев производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. В планах чиновников — побуждать компании двигаться к современной системе управления охраной труда, в которую был бы вовлечен и сам работник. Пока это существует на отдельных предприятиях, но должно стать системой для всей страны. А для работодателей планируется разработать и принять нормативные акты с ясным алгоритмом действий по обеспечению безопасных условий труда: выяви опасность и устрани ее, не можешь устранить полностью — снижай, не можешь снизить — обеспечь людей средствами защиты.

Защита головы

Фонд социального страхования (ФСС) может возместить предприятию часть расходов на мероприятия по охране труда в рамках программы софинансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний. Одно из важнейших нововведений в сфере охраны труда в 2017 году — с 1 января предъявить к финансированию за счет средств ФСС можно только приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗ), произведенных на территории России, а с 1 августа — только СИЗ, изготовленных из отечественных материалов. К полному импортозамещению готовы не все, но ситуация некритична.

— Для многих средств индивидуальной защиты, закупаемых для обеспечения работников Антипинского НПЗ, не существует российских аналогов. Пятая часть номенклатуры СИЗ — иностранного производства. Но общие затраты на них составляют около 10% общего объема, все остальное — продукция отечественных производителей, — сообщила Ольга Пуртова.

— МРСК Урала начала осваивать марки отечественных производителей СИЗ. На текущий момент объем таких средств, применяемых энергетиками нашей компании, составляет 95%, — отметил Вадим Локтин. — При работе на электроустановках специалистам необходимо иметь средства защиты головы, глаз и лица, рук, органов дыхания, а также защитные средства от падения с высоты. Это каски, очки, щитки, рукавицы, диэлектрические перчатки, галоши и боты, предохранительные пояса и страховочные канаты, комплекты одежды для защиты от воздействия электрической дуги. Все эти средства есть в арсенале российских производителей.

Директор департамента безопасности и графики компании «ЗМ Россия» Алексей Шулепов считает, что возникают некоторые риски, особенно в тех случаях, когда за счет средств ФСС приобретались высокотехнологичные средства индивидуальной защиты импортного производства:

— Однако правительство позволяет работодателям использовать средства ФСС не только на закупки СИЗ, но и на многие другие крайне важные дела, такие как организация медосмотров, обучение специалистов по охране труда, проведение специальной оценки условий труда и прочее. Поэтому предприятиям нужно грамотно подойти к планированию бюджетов и наметить приобретение высокотехнологичных СИЗ за счет бюджета на охрану труда, а средства ФСС направить на профилактические меры и организацию спецоценки. Думаю, специалисты правильно и без ущерба для обеспечения безопасности на предприятии распорядятся средствами ФСС.

По мнению представителя «ЗМ Россия», абсолютно все средства индивидуальной защиты импортозаместить невозможно: в мире уже сложилось технологически обусловленное разделение труда. Так, латексные перчатки выпускают преимущественно в Юго-Восточной Азии, где этот латекс и получают. А производственный процесс такого, казалось бы, простого СИЗ, как противошумные вкладыши (беруши) требует больших объемов выпускаемой продукции, с потреблением которой не справится один рынок, поэтому такие заводы работают на несколько стран.

Регулирование системы охраны труда в 2017 году продолжится. Чиновники Минтруда РФ планируют в частности существенно расширить и более детально прописать в Трудовом кодексе вопросы, связанные с комитетами и комиссиями по охране труда. Международный опыт показывает: комитеты, где работники и работодатель отрабатывают вопросы в двустороннем формате, сильно влияют на уровень производственной безопасности.


Вернуться в раздел