logo-social.png

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 29 января 2018 г.

Подписи под документом поставили Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин, Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

С 1992 по 2017 год заключено 12 Генеральных соглашений.

Новое Генеральное соглашение содержит семь разделов, в которых определены совместные действия социальных партнеров в следующих областях:

  • экономическая политика; 
  • заработная плата, доходы и уровень жизни населения; 
  • развитие рынка труда и содействие занятости населения; 
  • социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы; 
  • условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность; 
  • социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; развитие социального партнерства и координация действия Сторон Соглашения.

В Генеральном соглашении на 2018-2020 годы предусмотрено обязательство сторон обеспечить поддержание минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения и провести консультации по дальнейшему соотношению данных показателей при совершенствовании их содержания.

Также сторонами предлагаются обязательства сторон по реализации мер, направленных на предотвращение возникновения просроченной задолженности по заработной плате, а также защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации.

В рамках реализации Генерального соглашения на 2018-2020 годы предусмотрено дальнейшее развитие Национальной системы квалификаций, в том числе на основе активного внедрения профессиональных стандартов, модернизации системы профессионального образования, развитию его технологической базы, системы независимой оценки квалификаций.

В качестве одного из основных государственных приоритетов страны в новом Генеральном соглашении установлено создание достойных рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения.

Предлагается продолжить и активизировать работу по следующим основным направлениям:

  • модернизация механизма социальной поддержки граждан, потерявших работу, а также проведение консультаций по вопросу внедрения механизма страховых принципов защиты от безработицы и по вопросу установления размера пособия по безработице не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и порядка и сроков его индексации; 
  • расширение возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями; 
  • совершенствование регулирования привлечения на рынок труда иностранной рабочей силы с учетом принципа приоритетности трудоустройства граждан Российской Федерации; снижение занятости без оформления трудовых отношений; 
  • развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
  • внедрение принципа превентивности при организации работы службы занятости населения в случае возникновения риска высвобождения работников, прежде всего в монопрофильных населенных пунктах; 
  • повышение качества государственных услуг в сфере занятости, в том числе эффективности взаимодействия органов службы занятости населения с работодателями и гражданами, ищущими работу.

Одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала стороны Генерального соглашения считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Первоочередными задачами в сфере охраны труда являются:

  • внедрение управления профессиональными рисками через выявление и минимизацию рисков, связанных с профессиональной деятельностью или обусловленных производственной средой; 
  • устранения причин совершения правонарушений в сфере охраны труда, и сокращения их числа; 
  • внедрение передовых достижений в области охраны труда, в том числе лучших мировых практик; 
  • формирование культуры безопасного труда и ее внедрение в систему трудовых отношений; повышение мотивации работников к сохранению и укреплению здоровья, ведению здорового образа жизни.

В этих целях планируется:

  • внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в целях совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • изменения в госпрограмму «Содействие занятости населения» посредством добавления подпрограммы «Безопасный труд»;
  • увеличение объема сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направляемых работодателями на проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (предлагается увеличение с 20% объема страховых взносов до 30%).

Вернуться в раздел