Работодатель исполняет обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ч. 1, 2 ст. 8 Федерального заона от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» №426-ФЗ (далее – Закон №426-ФЗ)). Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники. Работодатели – физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, специальную оценку не проводят (ч. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).
При проведении спецоценки условий труда работодатель вправе (ч. 1 ст. 4, ст. ст. 19, 26 Закона №426-ФЗ):
В рамках своих обязанностей по обеспечению проведения специальной оценки работодатель (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Закона №426):
Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен иными обязанностями, предусмотренными в других федеральных законах и нормативно-правовых актах.
Организация, проводящая специальную оценку (эксперты организации). Требования и ограничения, предъявляемые к ним
Непосредственно оценку условий труда на рабочих местах осуществляет специализированная организация, привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона №426-ФЗ). Эта организация проводит идентификацию вредных и (или) опасных факторов, последующие исследования и замеры таких факторов, а также составляет отчет о результатах оценки (ст. ст. 10, 12, 15 Закона №426-ФЗ).
Специализированная организация должна соответствовать следующим требованиям:
Организация, которая отвечает указанным требованиям, подает заявление о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее – реестр) (п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. №599).
В течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о регистрации Минтруд России направляет специализированной организации соответствующее уведомление (п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. №599). Допущенной к деятельности по проведению спецоценки организация считается с даты принятия указанного решения (абз. 1 п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. №599). В реестр сведения об организации вносятся в течение трех рабочих дней с указанной даты (п. 12 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. №599).
Работодатель может удостовериться в том, что выбранной организации разрешено проводить спецоценку, ознакомившись со сведениями из реестра или с представленным организацией уведомлением Минтруда России (п. п. 11, 27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. №599).
Реестр является открытым для всех заинтересованных лиц источником информации. Плата за внесение в него сведений не взимается (п. п. 26, 27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. №599).
В реестре указываются наименование, сведения о местонахождении специализированной организации, ИНН, ОГРН и другая информация, в том числе данные о приостановлении (возобновлении, прекращении) деятельности в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда (ч. 4 ст. 21 Закона № 426-ФЗ, п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. №599). С реестром организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, можно ознакомиться в разделе «Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»
Специализированная организация должна обеспечивать исполнение своих обязательств в случае причинения ущерба работодателю-заказчику при проведении специальной оценки условий труда. В частности, можно заключить договор добровольного страхования своей ответственности (ст. 23 Закона №426-ФЗ).
К экспертам организаций, проводящих специальную оценку, наряду с требованием о наличии упомянутого сертификата на выполнение работ по спецоценке предъявляются следующие требования (ч. 3 ст. 20 Закона №426-ФЗ, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 г. №614):
Сертификат эксперта выдается Минтрудом России по итогам прохождения аттестации на право выполнения работ по спецоценке сроком на пять лет (п. п. 1, 3, 27, 28, 36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 г. №614). Форма сертификата утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. №32н.
При смене фамилии, имени, отчества эксперту выдается новый сертификат, в случае утраты, порчи (повреждения) сертификата выдается его дубликат, на котором проставляется штамп «дубликат» (чернилами синего цвета). Такой вывод следует из анализа п. 2 Приложения №3 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. №32н, п. п. 37-39 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 г. №614.
По решению Минтруда России сертификат эксперта может быть аннулирован. Перечень случаев, в которых это происходит, установлен в п. 40 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 г. №614.
Не позднее 10 рабочих дней со дня выдачи сертификата (его дубликата) или его аннулирования соответствующие сведения вносятся в реестр экспертов организаций (ч. 5 ст. 21 Закона №426-ФЗ, п. п. 3, 4 Приложения N 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. №32н). Этот реестр формирует и ведет Минтруд России (ч. 1 ст. 21 Закона №426-ФЗ, п. 1 Приложения N 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. №32н).
Реестр экспертов организаций будет размещен на сайте Минтруда России в открытом доступе. Плата за ознакомление со сведениями реестра взиматься не будет (ч. 6 ст. 21 Закона №426-ФЗ, п. 6 Приложения №4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. №32н).
Специализированная организация и ее эксперты должны быть независимы. Они обязаны руководствоваться законодательством, регулирующим специальную оценку условий труда (ч. 1 ст. 22 Закона №426-ФЗ). В связи с этим спецоценка не может проводиться (ч. 2 ст. 22 Закона №426-ФЗ):
Специализированная организация вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ч. 1, 2 ст. 19 Закона №426-ФЗ):
Консультация
Вопрос: Вправе ли проводить спецоценку специализированная организация, которая аккредитована на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда?
Ответ: Да, вправе.
Обоснование: Организация, которая была аккредитована на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) которой действителен по состоянию на 01.01.2014 г., имеет право проводить специальную оценку. Оценка осуществляется до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31.12.2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Закона №426-ФЗ).
Если аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) истекает в 2014 г., то организация вправе проводить специальную оценку до 31.12.2014 г. включительно. При этом требования о количестве и квалификации экспертов, предусмотренные в п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона №426-ФЗ, не учитываются (ч. 2 ст. 27 Закона №426-ФЗ).
Работники. Права и обязанности при проведении специальной оценки
Работники вправе участвовать в проведении специальной оценки в составе комиссии по проведению спецоценки, а также присутствовать при ее проведении на своих рабочих местах. В силу ч. 2, 3 ст. 9 Закона №426-ФЗ в состав названной комиссии включаются специалист по охране труда и иные представителя работодателя, например руководители структурных подразделений, кадровые работники, юристы.
Работник вправе обращаться к работодателю (его представителю), специализированной организации (ее эксперту) за разъяснениями по вопросам проведения спецоценки на своем рабочем месте (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона №426-ФЗ). По окончании спецоценки работник обязан ознакомиться с ее результатами (ч. 2 ст. 5 Закона №426-ФЗ). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем в качестве нарушения работником требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).
Первичная профсоюзная организация (иной представительный орган работников). Права и обязанности при проведении специальной оценки
Если у работодателя имеется профсоюз или иной представительный орган работников, то его представители включаются в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Они обладают всеми правами и обязанностями наравне с другими членами комиссии (ч. 2, 3 ст. 9 Закона №426-ФЗ). Например, этот орган вправе требовать от специализированной организации обоснования результатов проведения спецоценки. Такой вывод следует из п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона №426-ФЗ.
Помимо участия в работе комиссии профсоюз или иной представительный орган работников может выполнить и иные действия, связанные с проведением спецоценки, в частности направить работодателю мотивированное предложение о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона №426-ФЗ).
Источник: «Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда». (СПС КонсультантПлюс).
Вернуться в раздел