14.02.2017
Источник: Карьерист.ру
      
   

Отечественная система охраны труда – одна из самых масштабных нормативных баз в рамках трудового законодательства. Стоящая на страже безопасности жизни и здоровья трудящихся, она, по сути является огромным массивом нормативных правил, прямую ответственность за исполнение которых несет как работодатель, так и работник. Даже не вдаваясь в подробности, одни только статистические цифры по производственному травматизму могут привести в шок: по данным от Росстата, имеющимся по результатам 2015 года, число лиц, получивших травмы на производстве превысило 30 тыс. человек, около 1,5 тыс. из которых получили травмы, несовместимые с жизнью.

Декларируя заботу о трудящихся, Минтруд планирует поменять систему оценки и управления условиями труда.
По новому законопроекту, который, как сообщают СМИ, уже в этом году может быть утвержден, в частности, планируется переформатировать один из разделов ТК, посвященный охране труда. Одним из главных нововведений может стать полный запрет на работу в 4-м классе, т.е. в опасных условиях труда. Авторы документа уверены, что это обяжет работодателей к улучшению условий труда, но есть и куда более пессимистические прогнозы.

40 000 уволенных

Согласно ст. 14 ФЗ «Специальной оценке условий труда», условия труда на отечественных предприятиях, исходя из их вредности и опасности, делятся на 4 класса, последним из которых являются опасные условия труда. Таковыми могут быть названы рабочие места, при работе на которых, на работника одновременно воздействуют и вредные, и опасные факторы, постоянно создавая угрозу для его жизни и огромный риск возникновения острых профзаболеваний. Именно такие условия труда, как передают «Известия», планирует запретить Минтруд в рамках своей новой реформы управления производственными рисками. В ведомстве утверждают, что переход к новой системе должен завершиться уже к концу следующего года, а пока там готовят соответствующие поправки в законодательство.

image

В разработке законопроекта участвует и Научно-исследовательский институт при Минтруде, в котором поясняют, что внедряемая модель будет предполагать самостоятельную оценку работодателем существующих рисков и их устранение. Для указанных мероприятий будет установлен специальный порядок, который будет рассматривать их на основе эффективности: нужно ли будет отказываться от опасных рабочих мест, или достаточно будет провести их модернизацию или, например, обеспечить защиту работников, после чего они перестанут быть таковыми. В НИИ уверены, что это позволит повысить адресность и эффективность охраны труда.

Но о судьбе задействованных на опасных предприятиях работников предпочитают умалчивать.

Так, отказ от опасных рабочих мест, которые признаны таковыми по результатам спецоценки, по факту запретит работодателю использовать в таких условиях человеческий труд. Это, конечно, может поспособствовать ускоренной модернизации производства, но, по оценкам того же НИИ, количество таких рабочих мест составляет порядка 40 тыс. По большей части, такие рабочие места сосредоточены в нефтяной и химической промышленности, а также строительстве. Запрет на содержание таких рабочих мест попросту оставит людей, задействованных там, без работы, которая, кстати, довольно неплохо оплачивается (согласно ст. 147 ТК, в повышенном размере). Помимо этого, трудовое законодательство предусматривает для этих людей массу льгот, касающихся удлиненного отпуска, досрочной пенсии, сокращенной продолжительности рабочей недели и т.д. Но в Минтруде по этому поводу иное мнение.

Ликвидация или автоматизация

Как поясняют в профильном ведомстве, отказ от рабочих мест с условиями труда 4-го класса, при условии обнаружения соответствующего воздействия на здоровье работников, поспособствует ликвидации таких рабочих мест или же потребует от работодателей их автоматизации. Возможно и то, что по результатам оценки работодатели смогут улучшить условия труда, что переведет рабочие места в другой класс вредности, и соответственно, не потребует их ликвидации или отказа от человеческого труда. В Минтруде надеются, что по окончании полноценного внедрения новой системы управления рисками вырастет социальная защищенность трудящихся.

90b50919b1172f1cd97d15fa2c7cfcb3

Что же касается работодателей, то помимо усиленного внимания со стороны государства к вопросу оценки труда, у них также поменяется формат сотрудничества с инспекциями Роструда. В ведомстве отмечают, что будет разработан предельный показатель профессионального риска, при превышении которого работодатели будут подвергаться регулярным проверкам и санкциям со стороны надзорных органов. Главные принципы и концепция охраны труда была разработана еще в СССР, а современные реалии, как отмечают в Минтруде, требуют риск-ориентированного подхода. Так, ранее для всех предприятий устанавливались универсальные нормативы и использовались стандартные модели, которые были направлены не на предотвращение травматизма, а на пост-защиту и социальное обеспечение уже пострадавших работников.

Об этом говорят и эксперты: существующая сегодня система мало чем отличается от советской программы – она не предупреждает возможные происшествия, а лишь реагирует на уже произошедшие несчастные случаи, пытаясь компенсировать причиненный работникам вред. На это, в частности, направлены и установленные сегодня нормы по компенсации за работу во вредных условиях, без учета наличия или отсутствия конкретного ущерба. Таким образом, вполне стоит ожидать того, что в случае перехода на риск-ориентированные подходы и повышение безопасности условий труда, из трудового законодательства может быть исключена норма о повышенной зарплате и прочих льготах: нет вреда – нет и компенсаций. Кстати, вопрос компенсаций, как и вся реформа в целом, в первую очередь должен будет волновать профсоюзы.

25 млн рабочих мест

То, что вопрос производственного травматизма, как и понижения рисков, связанных с влиянием вредных факторов на здоровье работников требует скорейшего решения – факт. Но делать это, подставляя под удар десятки тысяч занятых на опасном производстве работников, как минимум, безответственно. Другой вопрос, если государство готово будет предложить уволенным в результате реформы альтернативные рабочие места. Их, кстати, вполне можно было бы создать в рамках озвученной президентом еще в 2013 году программы по созданию 25 млн модернизированных рабочих мест, дедлайн по которой назначен на 2020 год. Последние несколько лет о ней никто не вспоминает, но 2020 год все ближе. Исходя из этого, существующая проблема с управлением системой охраны труда требует комплексного решения, хотя с новыми рабочими местами сегодня и проблем не меньше.

ot1

Рассматривая вопрос охраны труда, необходимо учитывать и тот факт, что соблюдение ее условий, в части безопасности для жизни и здоровья работника, в первую очередь, входит в интересы самого работника. С этой точки зрения, предложение Минтруда имеет вполне адекватное оправдание и даже представляется социально ориентированным. Но несмотря на всю, казалось бы, очевидность этого, многие работники, задействованные на опасных рабочих местах, далеко не всегда имеют представление об опасности, которая грозит их жизни и здоровью.

Нефтяники, например, сетуют на ужасные условия труда на множестве российских малых нефтеперерабатывающих заводов. Многие из них даже не предоставляют рабочим специальную защитную одежду и прочие средства индивидуальной защиты, о соблюдении прочих условий охраны труда речь вообще не идет. Учитывая наличие таких случаев, Минтруду нужно поднимать вопрос не о сокращении рисков, а о привитии работодателям культуры охраны труда и соответственно, борьбе с коррупцией в рядах инспекторов, которые закрывают глаза на нарушения. Без этого менять подходы к оценке условий не имеет никакого смысла.

 

Вернуться в раздел