05.04.2016 16:38:00

rosprofzhel.png 
В условиях кризиса отраслевой профсоюз делает упор на защиту материальных и правовых интересов работников

На прошедшем XXXII cъезде Роспрофжела представители дорожных территориальных профсоюзных организаций рассказали, с какими проблемами чаще всего сталкиваются работники и каковы способы их решения.

Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей остаётся одним из самых многочисленных в стране. В его рядах почти 1,5 млн членов. При этом профсоюзные организации есть во всех структурных подразделениях и дочерних обществах. Съезд Роспрофжела – это как раз та площадка, где представители разных коллективов могут озвучить главные вопросы и обсудить задачи на ближайшие несколько лет. В этом году в форуме приняли участие 257 делегатов и 275 почётных гостей, приглашённых и профактивистов. 


Поддержка для кошелька 

Главным в деятельности всех организаций Роспрофжела последние пять лет оставался вопрос оплаты труда. На фоне экономического кризиса, с которым столкнулась отрасль и страна в целом, уровень реальной зарплаты на железной дороге упал. 
«За период с 2011 по 2015 год среднемесячная заработная плата работников железнодорожного транспорта возросла на 34,3% при росте цен за этот период на 42,8%, то есть уровень реальной заработной платы снизился на 6%», – сказал председатель профсоюза Николай Никифоров, выступая на съезде. 

За 2015 год среднемесячная зарплата работников ОАО «РЖД» составила 44 тыс. 500 руб. с ростом на 8,2%. Реальная заработная плата при этом снизилась на 6,3%. Об этой проблеме говорят и представители региональных профсоюзных организаций. 
«Даже соотношение заработной платы железнодорожника к среднероссийской снизилось. Если в 2011 году было 1,41%, то сейчас 1,31%. Это ощутимая потеря», – говорит председатель дорпрофжела на Восточно-Сибирской дороге Александр Старцев. 

Между тем подобное снижение произошло в основном за счёт роста заработных плат бюджетных организаций в соответствии с майскими указами президента. В то же время доходы железнодорожников всё ещё выше, чем доходы работников в остальных областях промышленности во всех регионах страны, кроме Москвы и Сахалинской области. 

К сожалению, рост зарплат не успевает за ростом финансовой нагрузки на семейный бюджет. Это и увеличение налогов на имущество, землю, подорожание топлива, сборы на капитальный ремонт жилья, рост потребительских цен. 
«Доиндексация и рост реальной заработной платы – основная задача профсоюза на предстоящий период», – отмечает Николай Никифоров. 

Выступая на профсоюзном съезде, президент компании Олег Белозёров отметил, что зарплата работников обязательно будет проиндексирована во втором полугодии текущего года, однако объёмы этой индексации будут зависеть от результатов работы, и в первую очередь от производственных показателей. 

Кстати, ранее на сайте Российской общественной инициативы Роспрофжел разместил предложение о внесении в Трудовой кодекс изменений, предусматривающих проведение обязательной индексации заработной платы работников не реже одного раза в год на уровне не ниже фактических размеров инфляции. За инициативу уже проголосовали более 100 тыс. человек. 


Экономный подход 

Финансовые трудности заставляют работодателей экономить, и нередко объектом всевозможных сокращений становятся именно работники. 
«Из-за падения объёмов работы в последние два года в большинстве организаций применялся режим неполной рабочей занятости, отпуска без содержания и сокращение численности персонала. Так, в ОАО «РЖД» в 2015 году 94 тыс. человек, или 12,1% персонала, работали по сокращённому рабочему времени, по сокращению штата были уволены почти 15 тыс. человек, – напоминает Николай Никифоров. – В Федеральной пассажирской компании упразднён ряд подразделений. Сложная ситуация оставалась в Центральной дирекции по ремонту пути, где проходила реорганизация, объединение и ликвидация ряда ПМС. Уволены по сокращению штата только в 2015 году 2 тыс. 326 человек – 8,5%, упразднены 15 путевых машинных станций». 

На многих предприятиях источник сокращения – зарплата работников. 
«В сервисных локомотивных депо «ТМХ-Сервис» в результате отмены выплат стимулирующего характера произошло снижение не только реальных, но и номинальных зарплат. Что не могло не сказаться на качестве ремонта локомотивов, текучести и комплектовании кадров. Мы понимаем, что в нынешней ситуации нужно искать пути сокращения расходов, в том числе и в сфере рабочего снабжения. Однако это не должно быть одностороннее решение», – говорит председатель дорпрофжела на Северной дороге Вадим Меджидов. 

Между тем, по его словам, благодаря совместным решениям профсоюза и ОАО «РЖД» был сохранён и значительно расширен пакет социальных льгот для северян. Кстати, именно северные надбавки, по мнению Вадима Меджидова, могли привлечь на дорогу больше молодых кадров. 
«Удельный вес молодых железнодорожников, работающих в неблагоприятных климатических условиях, ежегодно уменьшается в среднем на 1% и составляет в настоящее время 27% от общей численности работников в этих регионах», – говорит он. 


Труд под охраной 

Профсоюз регулярно проводит проверки на предприятиях, после которых работодателем устраняется почти 99% выявленных нарушений. Чаще всего нарушения связаны с незаконным удержанием зарплат и мотивированных выплат, а также несоблюдением режима рабочего времени и времени отдыха и отпусков. 
«Одним из важных направлений работы является защита законных прав работников на здоровые и безопасные условия труда, а также повышение эффективности общественного контроля по обеспечению безопасности движения поездов», – поясняет Николай Никифоров. 

За пять лет техническими инспекторами труда профсоюза выявлено более 195,3 тыс. нарушений требований охраны труда. В тех организациях, где зафиксированы случаи смертельного травматизма, проверки проводятся в первую очередь, причём трудовые инспекторы практикуют совместные рейды с государственными органами надзора и прокуратурой. 

Между тем именно в сфере охраны труда компании удалось добиться положительных результатов. За пять лет общий травматизм удалось снизить в 2,4 раза, смертельный – в 2,6 раза. По данным Роспрофжела, положительная динамика снижения производственного травматизма достигнута в ОАО «Элтеза», ОАО «Желдорреммаш», ОАО «ТМХ-Сервис», АО «ФПК», ОАО «Первая нерудная компания», ОАО «Мостотрест», ГУП «Московский метрополитен». 

Ранее Олег Белозёров поставил перед компанией задачу – снизить смертельный травматизм до нуля. Но пока сделать это непросто, учитывая, что допускаются нарушения технологии проведения работ, не везде работники снабжены необходимым качественным инструментом или спецодеждой, а условия труда, бывает, не соответствуют санитарным нормам. Например, в 2014 году в ОАО «РЖД» и отдельных дочерних обществах были допущены поставки некачественной спецодежды, а сроки поставки и объёмы заявок были сорваны. 
«Для недопущения травматизма мы добиваемся введения сигналистов в штаты дистанций пути, обеспечения их сигнальными принадлежностями и носимыми радиостанциями, увеличения объёмов внедрения устройств пневмообдувки и электрообогрева стрелочных переводов и ускорения внедрения современных систем оповещения о приближении подвижного состава», – говорит Николай Никифоров. 

Между тем остаётся сложным положение с безопасностью движения поездов. За последние пять лет число сходов выросло в 3,3 раза, случаи проезда запрещающего сигнала – в 2,8 раза. 
«Причина большинства нарушений – это человеческий фактор, поэтому работа с людьми в вопросах безопасности движения поездов играет главенствующую роль. Поэтому проводится работа по реформированию деятельности общественных инспекторов по безопасности для того, чтобы институт работал более эффективно», – поясняет председатель дорпрофжела на Приволжской дороге Ярослав Садивский. 


Сложная оценка 

Между тем количество рабочих мест с вредными факторами за последние годы значительно сократилось. Если в 2011 году 37% рабочих мест так или иначе имели вредное воздействие, то в 2015-м эта цифра сократилась до 28%. Безусловно, компания уделяет много внимания улучшению условий труда работников. Но на снижение классов вредности повлияли и изменения в подходах к оценке условий труда. А со снижением классов вредности снижаются и материальные компенсации работникам. 
«Происходит отмена надбавок, компенсаций по условиям труда вследствие федерального закона № 421 и федерального закона № 426 о специальной оценке условий труда», – поясняет председатель дорпрофжела на Восточно-Сибирской железной дороге Александр Старцев. 

По данным Роспрофжела, специальная оценка условий труда проведена в большей части организаций. И профсоюз выявил случаи необоснованного снижения класса условий труда и размеров доплат за вредные условия труда до 4% на тех рабочих местах, где фактического улучшения условий труда не произошло. Позже доплаты, которые работники получали по состоянию на 1 января 2014 года, были восстановлены. 


Результаты деления 

Особенно тревожно звучат все эти проблемы на фоне слухов о приватизации российских железных дорог. 
«Анализ зарубежной практики, опыт приватизации железных дорог в Англии, Германии, Эстонии, Аргентине и других государствах показывает существенное снижение эффективности работы железнодорожного транспорта, рост тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, – уверен Николай Никифоров. – Железнодорожный транспорт имеет стратегическое значение для российской экономики, играет важную роль в обеспечении безопасности государства и должен оставаться в федеральной собственности». 

Не меньше сложностей возникает с выделением отдельных видов работ на аутсорсинг. 

И если в дочерних компаниях практически полностью поддерживается идея социального партнёрства, которое сформировано на уровне материнской компании, то в независимых компаниях есть трудности с соблюдением трудовых прав. 
«Сложная ситуация остаётся в подразделениях «ТМХ-Сервис» – на заводах «Желдорреммаша». Передача ремонта локомотивов в частные руки результатов не принесла ни в плане улучшения качества ремонта, ни в решении социальных вопросов», – поясняет Николай Никифоров.



структура нарушений норм трудового законодательства.jpg



Источник: Гудок
Вернуться в раздел