10.10.2018
Источник: Коммерсант

Тяга к строительству прибрежной инфраструктуры в российских миллионниках приобрела масштабы вируса. Уфа, где строится, наверное, самый дорогой городской объект последних десятилетий — набережная реки Белой стоимостью около 12 млрд рублей, — не стала исключением. Размах уфимского сооружения из бетона и труб таков, что ему впору было появиться на берегу моря, но рядом всего лишь небольшая река. Архитекторам приходится «догонять» замысел гидропроектировщиков, чтобы вдохнуть в тяжеловесное многоуровневое творение жизнь и притянуть сюда трафик.

Единственная городская набережная в Уфе — городе, раскинувшемся между трех рек, была построена вдоль реки Белой 50 лет назад и скоро останется в прошлом. В республике задуман уникальный по грандиозности проект — пять километров набережной общей шириной едва ли не той, что само русло Белой. Многоуровневое бетонное полотно соединит территорию от железнодорожного моста и памятника Салавату Юлаеву до Монумента дружбы, а от него — до Кузнецовского затона. Возвышающийся над набережной Южный склон — первое, что видит гость, въезжающий в Уфу. Не удивительно, что авторы проекта, а одним из его инициаторов называют главу региона Рустэма Хамитова, решили сделать его стройкой века. 12 млрд руб. — это только ориентировочная цена четырех очередей набережной, строящейся вот уже четыре года.

Сроки ввода сооружения уже сдвигались — изначально его планировали сдать в конце прошлого года, но потребовалась корректировка. В правительстве признавались, что после критики, развернувшейся вокруг проекта, уже пересмотрели его масштаб. Новую уфимскую набережную уже сравнивали с морской, с той разницей, что, как заявлял в 2016 году выходец из Уфы, бывший замглавы Минстроя России Хамит Мавлияров, «на Черном море мы девятиметровую волну принимаем одной стенкой, а на берегу Белой проточную воду решили принять пятью стенками».

Набережную за ее размах и цену не критиковал только ленивый, но в этом году технический заказчик проекта — мэрия Уфы совместно с архитекторами и дизайнерами на экспериментальном участке показали, что в объект можно вдохнуть жизнь, и волна критики поутихла. Жесткий индустриальный стиль планируют разбавить элементами деревянного декора в морской гамме: скамейки, лежаки, деревья в кадках, орнаментальные ограды.

В конце октября, как ожидается, дискуссия о перспективах 280 га территории завершится и в профессиональном сообществе. Союз архитекторов России должен определить три лучших варианта благоустройства береговой территории. Максимальный размер премии — 500 тыс. руб.

В концепцию должен быть вписан, пожалуй, единственный круглогодичный объект набережной — комплекс бассейна «Юность», а также Южный склон, где предлагается запроектировать снос или упорядочивание частной застройки, памятник Салавату Юлаеву. Новые жилые и общественные здания могут появиться на вершине склона, а внизу — многочисленные объекты общественной, спортивной, туристической инфраструктуры и культуры. Не оставляют власти надежд на то, что от площадки возле телецентра до микрорайона Дема через реку пройдет канатная дорога.

Комментарии

Ольга Сарапулова, управляющий партнер консалтингового бюро UrbanБайрам:

— С архитектурной точки зрения оценить новую набережную пока невозможно: как таковых архитектурных решений на ней нет, объект только предстоит наполнить смыслами. По факту создано мощное инженерное сооружение, которое накладывает массу ограничений: здесь нельзя строить капитальные строения, нет доступа к воде, возможно только временное озеленение. Из того, что можно сделать уже сейчас — это запустить проект городских инициатив жителей Уфы. Например, распределить территорию и объявить конкурс на арт-объекты, устроить фестиваль стрит-арта, выделить площадки для строительства скейт-парка, для уличного спорта. Но параллельно нужно заниматься разработкой долгосрочной стратегии, программой развития территории, которая в том числе определит финансовую и управленческие модели.

Самсонова2.jpg     

Елена Самсонова, директор направления «Сопровождение строительных проектов» группы компаний SRG:

— Бетон, в пользу которого было принято решение укреплять берег реки Белой, — это самый прочный, долговечный, устойчивый к разрушительному действию воды и колебаниям температур материал, но при этом он дорогостоящий и непривлекательно выглядит. Это классика защиты берегов, отголосок времен СССР, но при обустройстве набережных его используют с обязательной декоративной отделкой. Могу предположить, что стоимость не была приоритетом в выборе концепции сооружения. Деньги бюджетные, а следовательно, конкретно ничьи. С учетом того, что в процесс уже вовлечено много неравнодушных людей, архитекторов, урбанистов, можно надеяться, что непривлекательные бетонные конструкции будут облагорожены. Например, в Нижнем Новгороде тоже использовали много бетона, но затем его облагородили, и в результате получилось прекрасное место.

Александр Ильин — архитектор, директор проекторского бюро «АРХиП»:

— Мы сравниваем нашу набережную с набережными Казани, Екатеринбурга, Самары, Челябинска, но все эти города стоят на водохранилищах либо реках с регулируемым уровнем воды, где максимальный подъем воды в паводок около двух метров. У реки Белой и ее поймы паводки могут достигать 10 метров. Нам не повезло: мы не можем строить близко к воде, а сооружения для круглогодичного использования должны быть подняты не менее чем на 10 метров. У тех, кто проектировал объект, был выбор: или ставить отвесную стену высотой 10 метров и делать широкий променад, или террасы. Остановились на втором, но, по моим ощущениям, проектировщики не понимали, как должен функционировать объект и сделали его похожим на военный. Конкурс Союза архитекторов России должен, так сказать, адаптировать набережную к мирной жизни. Проблема в том, что на ней и рядом очень мало капитальных, общественно значимых объектов, которые бы работали круглогодично и создавали трафик, поэтому такие островки придется создавать. Опять же — неудобные условия для бизнеса: очень узкое место для застройки. И не менее серьезная проблема — оторванность набережной от ткани города: поход на нее надо планировать заранее. Ни в одном городе-миллионнике такого нет. Там набережная — один из центральных элементов прогулки по центру города.

Алексей Пантелеев, архитектор:

— Перед дизайнерами и архитекторами стоит непростая задача: создать впечатление, что узкая, на несколько километров полоса берегоукрепительных сооружений, до которой трудно добраться и еще сложнее выбраться, является притягательной для горожан площадкой и даже визитной карточкой города. Надо отдать должное дизайнерам пробного участка: они сделали, что смогли, но архитектурные стилисты уже не определяют принципиальные образные решения. Они являются догоняющими. Образы были заложены гидропроектировщиками: это образы частокола ощетинившихся труб, мощной защиты от вторжения воды на берег, образы обороны. Дизайнеры обыграли промежутки между кессонами стеллажами вьющихся растений, оформили кадки, поставили шезлонги, создали милую предметную среду. Возможно, она породит свою жизнь. Но, не имея никаких связей с пешеходными маршрутами центра города, набережная выполняет лишь декоративные функции.

Тимур Лукманов, исполнительный директор регионального отделения «Опоры России»:

— Очень интересует, но пока нет никакой информации о том, какие будут созданы условия для работы на набережной для бизнеса. На мой взгляд, было бы комфортно работать по долгосрочной аренде на три-пять лет, причем инфраструктура должна быть подготовлена оператором площадки.

Возможно, власти стоит рассмотреть передачу полномочий оператора площадки «Опоре России», потому что мы, некоммерческая организация с большой базой предпринимателей, готовы выделить под это профессиональную команду. В мае мы уже озвучивали это предложение, но ответа не получили.

Дарья Кучеренко, Майя Иванова

Вернуться в раздел