12.03.2019
Источник: Деловой мир
Дмитрий Усольцев_SRG.jpg      
Дмитрий Усольцев, консультант, направление "Налоги и право" Группы компаний SRG.

Известные социологи Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер и другие считали, что общество в процессе своего развития проходит несколько стадий: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. По мнению многих современных ученых, Россия в данный момент находится на этапе перехода от индустриального общества к постиндустриальному.

Постиндустриальное общество характеризуется преобладанием сферы услуг над производством и стремительным развитием информационных технологий, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние не только на жизнь отдельных граждан, но и на развитие экономики и общества в целом.

В 2017 году Правительством РФ была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р). Она была разработана в целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (утверждена Указом Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203).

Согласно вышеуказанной программе, цифровая экономика способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы. Помимо прочего, программа направлена на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных.

В своем Послании Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года президент РФ подчеркнул, что необходимо принять генеральную схему развития инфраструктуры цифровой экономики: «Парламентариев прошу оперативно принять законы, приоритетные для создания правовой среды новой, цифровой экономики, которые позволят заключать гражданские сделки и привлекать финансирование с использованием цифровых технологий, развивать электронную торговлю и сервисы. Все наше законодательство нужно настроить на новую технологическую реальность. Оно, это законодательство, а точнее — они, эти законы, не должны ограничивать становление передовых перспективных отраслей, а должны помогать этому развитию».

Таким образом, прослеживается формирование новой регуляторной среды, в которой вектор государственной политики направлен на развитие цифровых технологий, предоставление онлайн-услуг, включая государственные, развитие электронных платежей, расширение сферы интернет-торговли, стимулирование электронных платежей и предоставление банковских услуг в режиме онлайн.

В связи с этим вопросы использования бизнесом электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, получении государственных услуг, участии в торгах, осуществляемых в электронной форме, и совершении иных юридически значимых действий становятся актуальными как никогда.

Что такое электронная подпись?

Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» определяет, что электронная подпись — это информация в электронной форме, которая связана с другой информацией в электронной форме (подписываемой информации) и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Закон выделяет следующие виды электронных подписей:
  1. Простая электронная подпись (подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом с помощью кодов, паролей или иных средств). Такая подпись не является аналогом собственноручной подписи и не может подтверждать тождество электронного документа бумажному. Наиболее распространенным примером использования такой подписи является комбинация логина и пароля в системе банк-клиент.
  2. Усиленная неквалифицированная электронная подпись (формируется в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи). Такая подпись также не считается аналогом собственноручной подписи на бумажном носителе, однако в отличие от простой подписи создается с помощью специальных средств и алгоритмов при использовании средств криптографической защиты информации. Это позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, а также обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания. Такая подпись позволяет вести электронный документооборот, однако участникам необходимо заключить между собой соглашение, предусмотрев в нем порядок использования электронной подписи, с тем, чтобы придать своим действиям юридическую значимость.
  3. Усиленная квалифицированная электронная подпись. Обладает всеми признаками неквалифицированной электронной подписи, но при этом имеет и ряд важных отличий. Так, средства криптографической защиты информации должны быть сертифицированы в ФСБ РФ, а средства электронной подписи и средства удостоверяющего центра, выпускающего сертификат такой электронной подписи, должны соответствовать требованиям, закрепленным в Приказе ФСБ РФ от 27 декабря 2011 года № 796 и требованиям ГОСТ 28147-89, ГОСТ Р 34.11-94, ГОСТ Р 34.10-2001. Кроме того, удостоверяющий центр, выпускающий сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи, должен пройти аккредитацию в Минкомсвязи России (статья 16 ФЗ «Об электронной подписи», Приказ Минкомсвязи России от 13 августа 2018 года № 397 «Об утверждении требований к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей»). С учетом этого можно смело сказать, что эта подпись является единственным абсолютным аналогом собственноручной подписи, выполненной на бумажном носителе.

Для чего нужна ЭЦП?

В гражданском обороте наибольшее распространение получило использование предпринимателями именно усиленной квалифицированной электронной подписи.

Некоторым необходимо использовать электронную подпись для сдачи электронной отчетности в ФНС и внебюджетные фонды, а также для электронного документооборота с различными государственными органами — Росфинмониторингом, Росалкогольрегулированием, Росстатом, Федеральным агентством лесного хозяйства и другими.

Стоит отметить, что в последние годы государственные органы, реализуя государственную политику в области цифровой экономики, стали главными проводниками прогресса и информатизации — сфера электронного документооборота с государственными органами постоянно расширяется. Использовать электронную подпись можно также для заключения сделок в электронной форме, для работы на федеральных и коммерческих площадках электронных торгов, внесения сведений в единый федеральный реестр сведений о банкротстве, единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Причем приведенный перечень форм использования электронной подписи не является исчерпывающим ввиду их многообразия.

В зависимости от того, какие цели ставит перед собой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, сертификат электронной подписи может содержать различные сведения. В зависимости от содержащихся сведений отличается и цена на сертификаты электронной подписи. Удостоверяющие центры имеют весьма гибкую ценовую политику.

Как получить ЭЦП?

В связи с тем, что к усиленной квалифицированной электронной подписи применяется ряд требований, то, как упоминалось выше, выпускать сертификат такой подписи могут только удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи России. Со списком аккредитованных удостоверяющих центров можно ознакомиться на официальном сайте ведомства.

Чтобы получить электронную подпись, в аккредитованный удостоверяющий центр индивидуальному предпринимателю необходимо представить следующий комплект документов:
  • документ, удостоверяющий личность;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
  • свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).

Для юридического лица комплект документов будет выглядеть следующим образом:
  • свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения (ИНН);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);
  • документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность);
  • копия документа, удостоверяющего личность единоличного исполнительного органа юридического лица (копия заверяется организацией: «копия верна», должность, расшифровка, подпись, печать);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) единоличного исполнительного органа юридического лица;
  • устав.

После того, как будет предоставлен необходимый комплект документов, а также оплачен выпуск сертификата, заявитель, обратившийся в удостоверяющий центр, получает защищенный USB-носитель, содержащий ключ и сертификат электронной подписи.


Вернуться в раздел