СОУТ: время настоящее
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (СОУТ). Не смотря на полтора года применения новой процедуры, до сих пор существуют дискуссии о несовершенстве методики, необходимости пересмотра нормативов, о пробелах в оценке некоторых факторов рабочей среды и т.д.
Безусловно, в течение всего времени существования любой процедуры очень важно ее модернизировать и улучшать. СОУТ – это значимый социально-экономический рычаг внутри любой компании, что вызывает конфликт интересов работодателей и представителей трудовых коллективов. По моему мнению, основные проблемы связаны с различным отношением участников закона к оценке условий труда. Желание получить социально-экономические изменения не всегда соответствуют ожиданиям той или иной стороны.
Почему же так происходит? Дело в том, что большинство компаний не готово к проведению оценки условий труда! Одним из значимых моментов в организации работ является описание всех процессов, а именно: бизнес-процессов, технологических регламентов, рабочих и должностных инструкций, стандартов безопасности и т.д. В случае их наличия, важным вопросом остается практическое исполнение документированных правил, что в целом для большинства Российских предприятий является болевой точкой.
При каких условиях нужно проводить оценку: при правильном выполнении работ (в соответствии со стандартами) или при фактическом? Вы спросите, а разве это не одно и то же? Увы, практика показывает, что далеко не всегда. Споры между работодателями и профсоюзными организациями чаще всего возникают на этой почве. Нет смысла подвергать сомнениям результаты измерений и экспертной работы, если они выполнены соответствующей лабораторией. Споры возникают вокруг рабочих зон и времени пребывания в них, перечня вредных и (или) опасных факторов, используемого оборудования и приспособлений. Причина разногласий не в пробелах методики СОУТ.
В соответствии с законом о специальной оценке условий труда, работодатель формирует комиссию, в которую входят специалисты охраны труда, представители профсоюзных организаций, руководители структурных подразделений. Каждый имеет свое мнение о фактическом состоянии условий труда, но оно не всегда совпадает! Комиссия часто не обладает полными данными о безопасности организации работ.
Для большинства работодателей СОУТ и производственный контроль являются единственными процедурами фактического контроля состояния условий труда. Да, можно еще добавить процедуры плановых и внеплановых проверок соответствующих федеральных органов исполнительной власти. К сожалению, этих инструментов не достаточно для получения полной картины фактических условий труда. Для полноценного анализа требуется дополнительная информация.
Выделю несколько основных информационных потоков, которые позволяют получить более полную картину о фактическом состоянии:
- Выполнение требований законодательных актов РФ по охране труда, промышленной безопасности и экологии;
- Наличие и текущее исполнение планов мероприятий по охране труда, промышленной безопасности и экологии;
- Обучение, проверка знаний и осведомленность персонала в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии;
- Обеспеченность работников индивидуальными и коллективными средствами индивидуальной защиты.;
- Связь между структурными подразделениями, должностными лицами по вопросам охраны труда.;
- Управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);
- Соблюдение регламентов и процедур;
- Готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;
- Производственный контроль;
- Анализ несоответствий, анализ корректирующих и профилактических действий.
Это далеко не полный спектр информации, однако он уже выходит за рамки только охраны труда, включая в себя данные о состоянии оборудования, экологии и системы управления. Подобный аудит поможет составить комплексную оценку степени соответствия конкретных административных и рабочих процедур, производственных подразделений и производственных процессов нормативной документации. Данной информации достаточно, чтобы понимать фактическое состояние безопасности труда и избежать неожиданных заключений по СОУТ и предписаний контролирующих органов.
Как часто и какими силами проводить аудит зависит только от самой компании. Его можно проводить собственными силами (при наличии соответствующих специалистов), а также пользоваться услугами независимых организаций в сфере охраны труда, промышленной безопасности и экологии.
Аудит по охране труда, промышленной безопасности и экологии пока не развит в России. Я имею в виду аудит как комплексная процедура. Конечно, на многих предприятиях контролируется множество параметров, разрабатываются и выполняются планы мероприятий, исполняются требования законодательства и т.д., однако это разрозненные механизмы одной большой системы.
Сегодня многие понимают взаимосвязь безопасного труда с экономическим ростом Российских компаний и уровнем жизни россиян. Правильное отношение к управлению системой охраны труда и безопасности на предприятии в целом дает работодателям тот социально-экономический рычаг, позволяющий повысить безопасность труда, эргономику, производительность и культуру производства!