26.05.2014 09:30:00

Порядок проведения спецоценки условий труда утвержден Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ), а Методика — приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (далее — Методика).

Готовимся к проведению спецоценки

Прежде чем приступить к собственно специальной оценке условий труда на рабочих местах, необходимо совершить ряд подготовительных действий.

Заключить договор со специализированной компанией

Проводить спецоценку может только специализированная организация, которая (ч. 1 и 2 ст. 8 и ст. 19 Закона № 426-ФЗ):

  • согласно ее уставу вправе заниматься соответствующей деятельностью;
  • имеет в штате не менее пяти сертифицированных экспертов, работающих по трудовому договору (из них не менее одного врача по общей гигиене, гигиене труда и санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям). Требования к экспертам перечислены в статье 20 Закона № 426-ФЗ, например: наличие высшего образования и опыта работы в области аттестации рабочих мест по условиям труда не менее трех лет;
  • имеет собственную испытательную лабораторию (центр), аккредитованную в области проведения исследований и измерений вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1—11 и 15—23 части 3 статьи 13 Закона № 426-ФЗ.

Если компания была аккредитована в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года, она вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестатов аккредитации испытательной лаборатории (центра), но не позднее чем до 31 декабря 2018 года (ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Создать комиссию, утвердить график проведения работ

Для организации и проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах компании ее руководитель издает приказ о создании комиссии, которую должен возглавить он сам или его представитель. Образец приказа смотрите ниже.

Образец
Приказ о создании комиссии для проведения спецоценки условий труда

2014.05.26

В состав комиссии нужно включить нечетное количество работников компании. Среди них обязательно должен быть специалист по охране труда, а также представители профсоюза, если они на предприятии есть (ч. 1, 2 и 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Комиссия должна разработать и утвердить график проведения работ по спецоценке условий труда с учетом особенностей технологического процесса на предприятии.

Определить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке

Комиссия определяет перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, а также указывает аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Аналогичными признаются рабочие места, на которых используется однотипное производственное оборудование, действует одинаковый набор вредных (опасных) производственных факторов (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). В ходе проведения спецоценки достаточно оценить 20% аналогичных рабочих мест, но не менее двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Первый этап — идентификация вредных и опасных производственных факторов

Прежде чем измерить вредность или опасность условий труда, необходимо провести их идентификацию.

Какие рабочие места не требуют идентификации производственных факторов

В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ и пунктом 10 Методики не нужно проводить идентификацию в отношении рабочих мест:

  • работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки № 1 и 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
  • в связи с работой на которых сотрудникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными (опасными) условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций или спецоценок были установлены вредные (опасные) условия труда.

Эти исключения понятны — изначально известно, что условия труда на таких рабочих местах являются вредными и (или) опасными.

Что такое идентификация вредных и опасных производственных факторов

Идентификация предполагает выполнение следующих действий (п. 3 Методики).

Во-первых, нужно выявить и описать факторы производственной среды и трудового процесса и их источники.

Во-вторых, следует сопоставить и установить совпадения в наименованиях выявленных факторов с наименованиями вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в Классификаторе (далее — Классификатор).


Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приведен в приложении № 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н


В-третьих, необходимо принять решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) производственных факторов.

В заключение надо зафиксировать результаты идентификации, оформив отчет или подав декларацию.

Финансирование затрат на проведение спецоценки —обязанность работодателя

Обязанность по финансированию спецоценки возложена на работодателя. Пока не ясно, сможет ли компания частично провести спецоценку за счет взносов на травматизм (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). В Правилах финансового обеспечения предупредительных мер, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, соответствующие изменения не внесены.

Но на сумму затрат на проведение спецоценки компания может уменьшить налогооблагаемую прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие расходы, по сути, являются расходами на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности.

Кто проводит работы по идентификации и что делать работодателю

Все перечисленные выше действия выполняет приглашенный специалист из организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки (ч. 1 ст. 20 Закона № 426-ФЗ и п. 4 Методики).

Для выявления вредных (опасных) факторов приглашенный эксперт может использовать техническую, технологическую документацию, должностные инструкции, информацию о характеристиках сырья и материалов, результаты ранее проводившихся на рабочем месте исследований и измерений вредных (опасных) факторов.

Работодатель обязан предоставить эксперту все необходимые документы и заключения, которые имеются на предприятии, а также разъяснения по вопросам проведения спецоценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ). Если таких документов нет, эксперт обследует рабочее место, осматривает его в процессе выполнения работником штатных действий, опрашивает работника. Работодатель обязан обеспечить эксперту беспрепятственный доступ к рабочему месту и предоставить возможность провести беседу с работником.

Результаты идентификации

Совпадения есть. Если в результате сопоставления эксперт установит совпадение наименований выявленных факторов производственной среды с наименованиями, указанными в Классификаторе, такие факторы признаются вредными или опасными (п. 7 Методики).

Далее эксперт принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) факторов (п. 7 Методики).

Обратите внимание: идентификация не проводится в отношении рабочих мест сотрудников, имеющих право на досрочную пенсию (списки № 1 и 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10), и мест, предполагающих гарантии и компенсации за работу с вредными (опасными) условиями труда.

Эксперт должен принять решение о замерах уровня вредных факторов. Это необходимо для отнесения условий труда к 3-му или 4-му классу опасности, так как именно от класса (подкласса) теперь зависит тариф дополнительных страховых взносов в ПФР.

О составлении декларации читайте ниже.

Совпадений нет или факторы не выявлены. Если вредные (опасные) факторы по результатам идентификации не выявлены или не обнаружено совпадения их наименований в Классификаторе, эксперт фиксирует отсутствие на рабочем месте вредных (опасных) факторов. Условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми. В отношении таких рабочих мест работодатель подает декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 8 Методики).

Форма отчета предусмотрена приложением № 3 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Где отражаются результаты идентификации. Результаты идентификации эксперт заносит в раздел II «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» Отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее — Отчет). Результаты идентификации должна утвердить комиссия.

Отчет о проведении спецоценки включает:

  • «Сведения об организации, проводящей спецоценку условий труда» (раздел I);
  • «Перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка» (раздел II);
  • «Карту специальной оценки условий труда» (раздел III);
  • «Протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте» (раздел IV);
  • «Форму сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда» (раздел V);
  • «Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда» (раздел VI).

Второй этап — исследования и измерения уровня вредных и опасных производственных факторов

В случае выявления на рабочем месте вредных (опасных) факторов необходимо измерить их фактические значения (п. 12 Методики и ст. 12 Закона № 426-ФЗ).

Кто проводит. Исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов проводят испытательная лаборатория, эксперты или другие работники организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки (п. 13 Методики).

В каких условиях проводятся измерения. В общем случае исследования и измерения должны проводиться в момент, когда оборудование находится под нагрузкой, работает в штатном режиме с использованием обычных для данной технологии сырья и материалов (п. 16 Методики). Работодатель должен обеспечить возможность проведения таких измерений.

Если измерения опасны. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований и измерений на реальном рабочем месте, если это может создать угрозу для жизни людей. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения исследований и измерений. Запретительное решение комиссии оформляется протоколом, который должен содержать обоснование причины отказа от измерений (п. 18 Методики).

Результаты прошлых замеров. В некоторых случаях исследования и измерения не проводятся, если есть возможность воспользоваться результатами исследований и измерений, проведенных не ранее чем за шесть месяцев до спецоценки условий труда, и если эксперт даст заключение о возможности использования указанных результатов (п. 13 Методики).

Протокол по итогам. Результаты исследований и измерений вредных (опасных) факторов оформляют в форме протокола.

Третий этап — классификация условий труда

Условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). Вредные условия, в свою очередь, могут быть четырех степеней (подклассов) (ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Эксперт присваивает класс

Эксперт устанавливает класс условий труда на рабочем месте в зависимости от степени отклонения фактических значений вредных (опасных) факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и с учетом продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены) (п. 20 Методики).

С учетом совокупного воздействия идентифицированных вредных факторов эксперт установит класс (подкласс) условий труда.

Итоговый класс может быть повышен. Если на рабочем месте зафиксировано сочетанное действие (п. 94 Методики):

  • трех и более вредных (опасных) факторов, отнесенных к подклассу 3.1 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) условий труда относится к подклассу 3.2;
  • двух и более вредных (опасных) факторов, отнесенных к подклассам 3.2, 3.3, 3.4 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) повышается на одну степень.

Итоговый класс можно понизить. Итоговый класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень, если работники используют средства индивидуальной защиты, сертифицированные аккредитованным органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (п. 95 Методики и ч. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Решение об этом принимает комиссия с учетом мнения эксперта.

Оформляем Отчет

Эксперт из организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки, заполняет значимые показатели Отчета.


Инструкция по заполнению Отчета приведена в приложении № 4 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н


Так, выявленные потенциально вредные (опасные) факторы и продолжительность их воздействия (в часах) на работника в течение рабочего дня (смены) он отразит в графах 4—19 раздела II Отчета.

Если же вредные факторы не идентифицированы, проставляется прочерк «—».

Класс (подкласс) условий труда по каждому производственному фактору на рабочем месте вписывается:

  • в строку 030 раздела III Отчета;
  • в графы 3—16 таблицы 2 раздела V Отчета.

Информация об итоговой оценке условий труда оформляется в соответствии с приложением 22 к Методике и указывается:

  • в строке 030 раздела III Отчета;
  • в графе 17 таблицы 2 раздела V Отчета.

Отчет подписывают все члены комиссии, а утверждает — ее председатель (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

На рабочем месте вредные факторы не выявлены

Если на рабочих местах установлен 1-й и 2-й класс условий труда, работодатель должен задекларировать соответствие условий государственным нормативным требованиям охраны труда.

Порядок представления декларации

Форма декларации приведена в приложении № 1, а порядок ее подачи — в приложении № 2 к приказу Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.

Декларацию нужно представить в территориальное отделение Роструда не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения Отчета о проведении спецоценки. В какой форме ее сдавать — бумажной или электронной — работодатель решает самостоятельно.

Декларация действительна в течение пяти лет. Ее действие прекратится только в случае, если с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого подана декларация, на производстве произошел несчастный случай или у этого работника выявлено профессиональное заболевание из-за воздействия вредных (опасных) факторов.

Спецоценка раньше срока

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже одного раза в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ), если нет оснований для внеплановой оценки. Основания для проведения внеплановой спецоценки условий труда перечислены в статье 17 Закона № 426-ФЗ, например: изменение технологического процесса или состава применяемых сырья и материалов, несчастный случай на рабочем месте и т. п.

Если такие обстоятельства отсутствуют, декларация по истечении срока ее действия считается продленной на следующие пять лет (п. 4—7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Какие сведения внести в Отчет о нормальных условиях труда

В отношении рабочих мест, на которых вредные (опасные) факторы не идентифицированы, в Отчете нужно указать только (п. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ):

  • сведения об организации, проводившей спецоценку условий труда (с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ) (раздел I Отчета);
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка условий труда, с указанием на то, что вредные (опасные) производственные факторы не выявлены (раздел II Отчета);
  • заключение эксперта организации, привлеченной для проведения спецоценки.

Знакомим работников под роспись с результатами спецоценки

Работники, занятые на работах с вредными и ( или) опасными условиями труда (3-й и 4-й класс), имеют право, в частности:

  • на повышенную оплату труда — не менее 4% оклада, установленного для соответствующего вида работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ);
  • сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ).

Работников нужно ознакомить с результатами спецоценки условий их труда в течение 30 календарных дней со дня утверждения Отчета. В этот срок не входят периоды болезни, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Ознакомить сотрудников с результатами спецоценки можно, например, с помощью листа ознакомления, составленного в произвольной форме.

Если же работодатель давал своим сотрудникам какие-либо разъяснения по вопросам проведения и результатов специальной оценки условий труда, это также можно отразить в листе ознакомления.


Источник: Журнал "Зарплата"
Вернуться в раздел