29.06.2021 11:28:00
Источник: Коммерсантъ

В Петербурге сосредоточено несколько крупнейших производителей оборудования для энергетической отрасли. При этом значительная часть уникальных технологий остается достоянием импорта, а развитие отечественной промышленности на фоне конкуренции с иностранцами тормозят устаревание парка станков, дефицит «мозгов» и зависимость от геополитической обстановки.

Чуть менее года назад глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал об идее создания в Петербурге кластера энергетического машиностроения, предложив включить в него крупнейших отраслевых игроков: Невский завод («дочка» «РЭП Холдинга», контроль над которой полтора года назад перешел от Газпромбанка к группе «Газпром энергохолдинг»), АО «Силовые машины» (входит в «Севергрупп» Алексея Мордашова) и ГК «Кировский завод». Им прочат перспективу совместно, при поддержке федеральных властей, развивать компетенции по строительству турбин большой мощности: 70, 110 и 160 МВт. Объединение планируется создать на базе существующего с 2018 года кластера «Сжиженный природный газ. Оборудование и технологии», рассказали BG в Минпромторге. Здесь ожидают, что документы в соответствии с постановлением правительства РФ № 779 поступят в ведомство до конца года.

В целом рынок энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области достаточно закрытый, констатирует доцент кафедры безопасности Северо-Западного института управления РАНХиГС Александр Пастухов, дополняя список основных игроков совместным предприятием немецкой Siemens (65% СП владеет «Сименс Энергетика») и «Силовых машин» (35%) — ООО «Сименс Технологии газовых турбин» (СТГТ). Интерес к отрасли проявляют европейские компании, говорит эксперт, ссылаясь на представленные на отраслевой выставке Renwex последних лет экспозиции немцев, австрийцев и швейцарцев, а также компаний из Китая.

Правда, после 2014 года иностранцы не стремятся вкладываться в мощности в РФ, понимая, что в любой момент санкционный режим может измениться и для части предприятий-заказчиков, и для энергетической отрасли в целом, полагает начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский. Поэтому, считает он, в будущем на этом рынке львиную долю будут иметь местные игроки, инвестирующие в новые производства и выработку отечественных технологий (возможно, с привлечением иностранного партнера), а в части уникального оборудования — как в генерации, сетевом хозяйстве и системах управления — рынок останется за чистым импортом.

        

Старший руководитель проектов направления «Оценка и финансовый консалтинг» ГК SRG Евгений Афанасьев характеризует отрасль высоким уровнем конкуренции с западными компаниями и малой долей российской продукции на мировом рынке, отчасти связывая это с устаревшими технологиями и оборудованием наших производств. Высокоточные станки недоступны для отечественного рынка из-за иностранных санкций, объясняет господин Кумановский, поэтому часть оборудования заказывается в нейтральных странах, а часть — на станкостроительных заводах России по мере создания новых моделей. «В немалой степени помогают усилия "Ростеха", который на своих производствах налаживает выпуск изделий из спецсталей»,— замечает эксперт.

В то же время изменение курса валют сделало более выгодным экспорт товаров за границу. И на ближайшие годы запланирован ряд инвестиционных проектов по расширению существующих энергомашиностроительных мощностей.

Так, завод «Киров-Энергомаш» (КЭМ), в составе Кировского завода традиционно выпускавший паротурбинные установки (ПТУ) для судостроения, видит перспективы в сегменте атомных станций малой мощности на базе судовых реакторов РИТМ-200. «Это строительство и плавучих атомных блоков, и наземных атомных станций малой и средней мощности»,— говорят в пресс-службе Кировского завода, отмечая, что у компании накоплен большой опыт создания паротурбинных установок, работающих с РИТМ-200. В настоящее время тут изготавливают два комплекта оборудования ПТУ-72 и турбонасосных агрегатов ТНА-10 для 3-го и 4-го серийных атомных ледоколов проекта 22220, а также идут работы по проектированию и запуску в производство нового противообледенительного устройства ТНА-12 — уже для ледокола «Лидер» проекта 10510.

«РЭП Холдинг» рассчитывает в течение двух лет завершить локализацию газовой турбины мощностью 32 МВт, выпускаемой по лицензии Baker Hughes и входящей в состав основного продукта предприятия — газоперекачивающего агрегата ГПА 32 «Ладога». Нынешний уровень оценивается в 70%. В ближайших планах — ввод в эксплуатацию очередного многофункционального металлообрабатывающего центра и роботизированного цеха по производству компрессорных лопаток. На «Ладогу» компания установит собственную систему автоматизированного управления повышенной безопасности и сделает систему удаленного онлайн-мониторинга ГПА. В прошлом году также была разработана модификация агрегата в однорамном исполнении.

Более далекие планы РЭПХ сосредоточены на локализации производства элементов «горячего тракта» промышленных и энергетических газовых турбин. «В рамках проекта, в том числе, рассматривается возможность создания разных форм и профилей литейного производства, потребность в номенклатуре продукции которого включает детали "горячего тракта" для конвертированных двигателей судового типа, промышленных турбин стационарных и энергетических газовых турбин большой мощности»,— рассказали BG в компании.

В прошлом году «РЭП Холдинг» отгрузил шесть ГПА 32 «Ладога», а также 29 центробежных компрессоров и сменных проточных частей различного типа для их ремонта, что обеспечило ему выручку более 14 млрд рублей. В конце года компания заключила договор на поставку для объектов «Газпрома» до 2023 года еще 19 ГПА , вкупе с другими заказами обеспечив общую законтрактованность на 28 агрегатов.

Предприятие СТГТ создавалось для локализации немецких мощных энергетических газовых турбин, в первую очередь SGT5–2000Е. И получив уровень 62%, компания пребывает в двусмысленной ситуации. Начиная с 2017 года требования к этой продукции почти скачкообразно выросли, рассказывает генеральный директор предприятия Нико Петцольд. Генерирующие компании, желающие участвовать в программе по модернизации старых ТЭС, обязаны выбирать турбины, удовлетворяющие требованиям по локализации, установленным постановлением правительства № 719. Чтобы продукт СТГТ им соответствовал, ему придется дополнительно инвестировать в освоение производства компонентов горячего тракта, оценочно — более 1,1 млрд рублей. Однако у компании нет уверенности в будущих заказах на локализованные турбины (минимум 10–15 единиц до окупаемости проекта). В частности, Минпромторг отказал СТГТ и в заключении СПИК, и во включении турбины большой мощности в перечень современных технологий в рамках обновленного законодательства по СПИК 2.0. «Таким образом, мы не можем участвовать в программе по отбору проектов для модернизации КОММод (ДПМ-2)»,— говорит господин Петцольд. Все это происходит на фоне выхода из СП «Силовых машин», о котором “Ъ” стало известно в марте 2020 года.

В этом году СТГТ продолжил изготавливать восемь комплектов камер сгорания для газовых турбин SGT5–2000Е и два полных комплекта таких турбин по заказам «Сименс Энергетика». В 2020-м предприятие также выполняло заказы по теплообменному оборудованию для компании «Линде Северсталь», компрессорам — для «РЭП Холдинга» и паровым турбинам для «Силовых машин». Компания закончила сборку и испытание 26 ветроэнергетических установок (ВЭУ) для «Сименс Гамеса» для ветропарка «Энел Россия» — Азовской ВЭС, а сентябре приступило к сборке основных компонентов (гондолы, ступицы, трансмиссии) для Кольской ВЭС в Мурманской области. В рамках проекта СТГТ поставит оборудование для 57 ВЭУ. Новые его проекты сосредоточены в области цифровизации, в частности, удаленного мониторинга и предиктивной аналитике (первые контракты по ней заключены в 2021 году, диагностики работы оборудования энергоблоков, а также на использовании водородного топлива: первые блоки с турбинами SGT5–2000Е на синтетическом газе (содержание водорода примерно 25%) будут пущены на ТЭЦ «Нижнекамскнефтехим» в 2021 году и «Казаньоргсинтез» в 2023-м.

Елена Исаева

Вернуться в раздел