Специальная оценка условий труда: можно ли избежать конфликтов между сторонами социального партнерства?

29.08.2016
Фото_Смирнов ДВ.jpg      

Автор: Смирнов Дмитрий, директор филиала в Новосибирске, направление "Охрана труда и Экология" Группы компаний SRG 


Двухлетняя практика применения нового законодательства о специальной оценке условий труда показывает, что стороны социального партнерства относятся к нему неоднозначно. Возможные социально-экономические изменения по результатам СОУТ вызывают серьезные дискуссии и споры между работодателями и представителями трудовых коллективов. К сожалению, основные разногласия возникают на финальной стадии работ по оценке условий труда, а большинство конфликтов концентрируется вокруг размеров социальных гарантий и компенсаций.

 
ПРИЧИНЫ ДИСКУССИЙ И СПОРОВ ВОКРУГ СОУТ
 
С 2014 года в РФ вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ). На первый взгляд, может показаться, что причиной всех споров относительно его применения является сам закон и методика проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), однако это не так. Предлагаем объективно посмотреть на всю процедуру, не принимая ни одну из сторон социального партнерства.
 
Не вызывает никаких споров утверждение, что основная задача охраны труда — сохранение жизни и здоровья работника. Безопасность на рабочем месте — это результат регулярной и системной работы руководителей предприятий, специалистов по охране труда, профсоюзных организаций и самих работников. СОУТ является процедурой оценки состояния условий труда. Ее результаты применяются также для установления компенсаций и социальных гарантий работникам за работу во вредных условиях труда. Порядок предоставления компенсаций и социальных гарантий описывается статьями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и пенсионного законодательства РФ.
 
      
Говоря об отношении к СОУТ, следует обсуждать объективность процедуры в определении классов условий труда. На практике дискуссия возникает исключительно в момент получения сводного отчета. Именно в период ознакомления с материалами СОУТ стороны социального партнерства начинают активно включаться в процесс анализа данных, которые уже привели к определенным результатам, детально обсуждается качество и объективность проведения СОУТ. Происходит это потому, что большинство работодателей не уделяют должного внимания организации проведения работ по СОУТ. К тому же на многих предприятиях весьма слабые системы управления охраной труда, не всегда соблюдаются локальные НПА, слабо подготовлены члены комиссии по вопросам трудового законодательства.
 
Также не стоит забывать, что 22-летняя практика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) сформировала ряд стереотипов:
 
  • не разделяются понятия «безопасные и комфортные условия труда»;
  • ряд профессий подсознательно отождествляются с вредными условиями труда;
  • существует недоверие к экспертным организациям.
Все вышеуказанное создает благодатную почву для дискуссий, споров и является реальной причиной конфликтов.

 
КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ КОНФЛИКТЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СОУТ
 
Уверены, что за счет прозрачности действий и соблюдения законодательных норм можно избежать конфронтации сторон социального партнерства. Инструменты находятся на поверхности, но мы не всегда ими умело пользуемся. Качество любого процесса зависит от уровня организации работ, и специальная оценка не является исключением. СОУТ – это комплекс последовательных мероприятий, поэтому качество предшествующего этапа во многом определяет правильность и достоверность последующего.
 
Согласно Закону № 426-ФЗ, можно выделить несколько основных этапов организации СОУТ:
 
  • подготовка к проведению СОУТ;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов;
  • исследования (измерения) и испытания вредных и (или) опасных факторов;
  • классификация условий труда.
  
Организация и контроль при каждом шаге могут минимизировать, а в некоторых случаях и полностью исключить конфликты. Именно правильность организации процедуры СОУТ, исполнение всеми участниками своих законных обязательств и использование своих прав помогут добиться объективных результатов. Особую роль играет подготовка к процедуре проведения оценки условий труда. Подготовительный этап описывается в статье 9 Закона № 426-ФЗ. Ответственность за подготовку к СОУТ возлагается на службы охраны труда предприятий. С одной стороны, это не вызывает сомнений, но с другой — некоторые члены комиссии на финальной стадии проявляют недоверие к исходным данным. Во избежание будущих конфликтов имеет смысл привлекать всех участников к формированию исходных данных, а служба охраны труда предприятия может заниматься координацией работы.
 
Обращаем внимание на следующие нюансы. Во-первых, следует провести подготовку членов комиссии. Речь не идет об уровне знаний эксперта, однако необходимо понимать основные нормативные правовые акты РФ: раздел X ТК РФ, Закон № 426-ФЗ, Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, нормы отраслевых стандартов и соглашений, алгоритм методики СОУТ.
 
Во-вторых, должны быть проанализированы исходные данные:
 
  • результаты производственного контроля;
  • локальные акты предприятия (стандарты, технические регламенты, должностные и рабочие инструкции и т. п.);
  • статистика профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
  • фактическое исполнение планов мероприятий по улучшению условий труда за последние годы и т. п.
При необходимости следует проводить актуализацию вышеупомянутых документов до начала проведения СОУТ, что позволит в дальнейшем корректно сформировать перечень рабочих мест и предварительный перечень факторов производственной среды. Кроме того, степень фактического исполнения локальных НПА особо влияет на формирование рабочих зон и определение времени пребывания в них работников.
 
Практика показывает, что множество разногласий у сторон социального партнерства возникает на почве различного понимания штатного технологического процесса (правильно ли используются средства автоматизации, соблюдается ли трудовой распорядок, все ли технологические операции учитываются и т. п.).

 
Качество подготовительного этапа во многом определяет технические и квалификационные требования к экспертной организации, от выбора которой будет зависеть объективность результатов. В СОУТ в отличие от АРМ введена процедура идентификации — одного из важнейших начальных этапов, так как именно он определяет окончательный перечень факторов, подлежащих измерению, а также уточняет рабочие зоны. Идентификацию должен проводить сертифицированный эксперт оценивающей организации. Один из проблемных аспектов данного шага – доверие к профессионализму эксперта.

На сегодняшний день действуют переходные положения (ст. 27 Закона № 426-ФЗ), в рамках которых недобросовестные экспертные организации могут привлекать по внутреннему приказу некомпетентных специалистов.
 
Во избежание будущих конфликтов:
 
  • следует запросить документы, подтверждающие квалификацию эксперта, особенно если экспертная организация работает в рамках переходных положений. Для сертифицированного эксперта таким документом является сертификат или номер в реестре Министерства труда и социальной защиты РФ. В случае применения переходных положений рекомендуется запрашивать информацию о базовом образовании, дополнительном обучении по СОУТ (не менее 72-х часов) и стаже работы в оценке условий труда (не менее 3-х лет);
  • необходимо передать эксперту для анализа документы, которые на подготовительном этапе были согласованы членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  • необходимо утвердить отчет о проведении идентификации до начала проведения исследований и измерений, согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 426-ФЗ-ФЗ.
Процедура исследований и измерений вредных производственных факторов регламентируется статьей 12 Закона № 426-ФЗ. Кроме того, система менеджмента качества, квалификация персонала и материально-техническая база лаборатории должны обеспечивать достоверность и объективность результатов. Приступая к этапу измерений, необходимо руководствоваться не только требованиями Закона № 426-ФЗ, но и рядом дополнительных требований:
 
  • перед проведением измерений/исследований следует проверить исправность технологического оборудования, инструментов и приспособлений, средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • необходимо запросить у оценивающей организации информацию о квалификации лиц, проводящих измерения/исследование вредных и (или) опасных факторов (высшее техническое образование, стаж работы не менее 3-х лет);
  • следует обеспечить присутствие представителя трудового коллектива и (или) профсоюзной организации при проведении измерений;
  • по результатам измерений необходимо провести сравнение фактических данных с результатами производственного контроля, если такая возможность имеется.
Имея на руках объективные и достоверные исходные данные, эксперт проводит классификацию условий труда и формирует отчет о проведении СОУТ. Для гарантии качества экспертной оценки со стороны законодательства предусмотрена персональная ответственность эксперта и экспертной организации.

Практика показывает, что согласование предварительной версии материалов СОУТ позволяет решить основную часть спорных вопросов, устранить неточности и недочеты.
 
Возвращаясь к дискуссиям между сторонами социального партнерства, должны сказать, что во времена законодательных изменений появляется множество предпосылок к конфликтам. Только заинтересованность всех сторон в переходе от споров к конструктивному диалогу позволит управлять процессом и добиться главной цели – безопасного труда.
 
Поделиться:
Вернуться в раздел
Подписаться на новости