|
Субсидии из федерального бюджета, направленные в прошлом году на реконструкцию и строительство региональных автодорог на Дальнем Востоке, не успевают освоить в Сахалинской области и Камчатском крае. В случае если до первого сентября региональные власти не смогут этого сделать, субсидии вернуться в федеральный бюджет.
О нарушениях сроков освоения средств стало известно на совещании Росавтодора с представителями администраций десяти дальневосточных субъектов, которые отчитались о проделанной работе. Как узнали «Известия», срок на их устранение дается до 1 сентября этого года. «В противном случае средства, которые были доведены в дорожные фонды субъектов Российской Федерации, будут возвращены в федеральный бюджет. Среди отстающих регионов Сахалинская область и Камчатский край», — сообщается в материалах Росавтодора.
Общий размер федеральных субсидий, направленных на дорожные работы на Дальнем Востоке в прошлом году, составил 16,1 млрд рублей, рассказали «Известиям» в Росавтодоре. Порядка 16% этой суммы — средства из региональных дорожных фондов, которые туда были направлены из неосвоенных средств по итогам предыдущего дорожно-строительного сезона. В частности, по данным дорожного агентства, в бюджет Сахалинской области было возвращено порядка 636 млн рублей, а Камчатский краевой бюджет получил обратно 955 млн рублей.
Теперь система меняется, поскольку с 1 сентября 2016 года вступает в силу норма, согласно которой федеральные субсидии 2015 года, не использованные к 1 сентября в связи с отставанием по срокам реализации проектов, могут быть возвращены в федеральный бюджет, напомнили в Росавтодоре. Соответствующее постановление правительства №999 подписано 30 сентября 2014 года.
— Учитывая возможные риски, связанные с применением данных санкций, дорожные службы Сахалинской области и Камчатского края выразили готовность принять исчерпывающие меры для устранения существующего отставания в целевых показателях и кассовом освоении, — отметили в Росавтодоре.
В ходе состоявшегося совещания стало известно, что не все регионы достаточно активно используют и федеральные субсидии, выделенные уже в этом году. В частности, медленно работы идут в Бурятии, Забайкальском и Приморском краях и вновь — в Сахалинской области.
Впрочем, представители отстающих регионов заверили Росавтодор, что, несомненно, успеют до конца года выполнить все запланированные дорожные работы и освоить выделенные на это госсредства. В свою очередь, заместитель руководителя Росавтодора Григорий Прокуронов напомнил, что дорожное агентство продолжит максимально жестко за этим следить.
Самое пристальное внимание, по его словам, будет уделено выполнению мероприятий по ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Эта программа является частью обновленной комплексной государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» со сроком реализации до 2025 года. Общий объем финансирования по ФЦП предусмотрен в пределах 161 млрд рублей, в том числе 93 млрд рублей из федерального бюджета. Эти средства направляются в целом на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона. Непосредственно на мероприятия по строительству и реконструкции автодорог в ФЦП предусмотрена сумма в пределах 70 млрд рублей, из которых 54 млрд — федеральные.
На реконструкцию важнейшего дорожного объекта в Сахалинской области — автодороги Южно-Сахалинск – Оха, которая связывает все муниципальные образования региона, по ФЦП до 2017 года из федерального бюджета предусмотрено выделение 2,9 млрд рублей.
В Камчатском крае федеральной программой запланирована реконструкция дороги Петропавловск-Камчатский–Мильково–Ключи–Усть-Камчатск, а также строительство автозимника продленного действия село Анавгай – поселок Палана. На них из бюджета страны направят 1,5 млрд и 213 млн соответственно.
Острая необходимость развития автодорожной сети обусловлена тем, что свыше тысячи населенных пунктов на Дальнем Востоке и в Забайкальском крае не имеют круглогодичной связи с опорной сетью автодорог, а значительная часть трасс не соответствует нормативному состоянию.
|
По мнению руководителя проектов по оценке направления «Финансовый консалтинг» Группы компаний SRG Татьяны Козловой, ситуация по освоению бюджетов на выполнение дорожных работ по Дальнему Востоку и Байкальскому региону в целом такая же, как и по остальным регионам России.
— Нужно отметить, что субсидии распределяются в том числе на местном, районном или областном уровне. Зачастую именно на муниципальном уровне в силу различных причин происходят задержки с выполнением дорожных работ, — полагает она.
В числе основных причин Татьяна Козлова называет задержки с подготовкой конкурсной документации и выставлением на торги лотов на ремонт и строительство дорог, что приводит к задержкам с заключением договоров с подрядчиками на местах. На сроки работ может повлиять трудное финансовое положение дорожных предприятий и отсутствие у них собственных средств для начала этих работ. Кроме того, отставание от графика случается из-за недофинансирования проектов, низкого уровня подготовки проектной документации и долгого получения необходимых экспертиз.
— На каждом этапе ответственные лица всегда найдут оправдание задержек с выполнением намеченных работ, так как процесс пока не настроен таким образом, чтобы на каждом уровне знали, например, когда поступит финансирование, когда будет разработана документация, и так далее, — пояснила Татьяна Козлова.
Она добавила, что самый низкий уровень освоения субсидий на дороги отмечается в Бурятии, Сахалинской области, Забайкальском и Приморском краях, в которых, по ее мнению, необходимо повышать уровень организации работ.
В Росавтодоре же наиболее частой причиной задержек называют позднее заключение контрактов с подрядными организациями из-за затягивания регионами процедуры отбора.
— Региональным дорожникам нужно объявлять конкурсы еще до того, как в региональный фонд будут доведены предусмотренные лимиты федерального финансирования. Таким образом, после их поступления можно будет практически сразу заключать контракт с выбранными подрядчиками, — посоветовали в Росавтодоре.
Агентство также настоятельно рекомендует регионам при поступлении межбюджетных трансфертов не тратить время и вносить корректировки в свои законы о бюджетах. Необходимые на этот счет разъяснения субъектам РФ были в этом году разосланы Минфином России, напоминает Росавтодор.
При рассмотрении возможных причин отставания от сроков реализации дорожных проектов необходимо учесть, что не во всех случаях оно связано с критическими трудностями. Иногда объясняется это проще, например, тем, что документы на приемку и оплату находятся еще в процессе работы и не попадают в сводный отчет, в то время как реализация проекта уже завершена. Устранить подобные причины нарушений в сжатые сроке вполне возможно.
Вернуться в раздел