09.06.2016
Источник: Estimatica

Федеральный закон № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписан Президентом России, несмотря на многочисленные обращения оценочного сообщества к Владимиру Путину с просьбой отклонить подписание законопроекта. Документом вносятся существенные изменения в  закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Изменения, внесенные в закон об оценочной деятельности:

  • введен обязательный квалификационный экзамен;
  • отменена обязательная экспертиза СРО отчетов об оценке;
  • введена ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки;
  • изменены полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.

Принятие закона прокомментировала Ирина Вишневская, генеральный директорBerkshire Advisory Group, эксперт Рабочего органа по методическому обеспечению и экспертизе при Совете по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ, эксперт Рабочего органа по защите прав и законных интересов оценщиков и СРОО Совета по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ:

«Это закон, который уже подписал президент РФ, и для его выполнения всем придется начать работать по-новому. Началась новая эпоха работы в отрасли. Перезагрузка».

Обязательный квалификационный экзамен. Для всех

Законопроектом для всех оценщиков устанавливается обязательный квалификационный экзамен. К сдаче экзамена допускается оценщик, имеющий высшее образование и/или прошедший профессиональную переподготовку по направлению оценки. Периодичность сдачи экзамена – раз в три года. После успешного прохождения испытаний оценщик сможет работать только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате. 

Олейников.jpgИзменения комментирует Олейников Владимир, Партнер, руководитель направления «Финансовый консалтинг» группы компаний SRG:

«В соответствии с новым законом оценщик может осуществлять оценочную деятельность только по направлениям, указанным в его квалификационном аттестате. Таким образом, в оценочной деятельности будет выделено несколько направлений - оценка движимого имущества, оценка недвижимого имущества, оценка бизнеса и т.д. Раньше, к примеру, оценщик оборудования, который ни разу не оценивал бизнес, мог подписать отчет об оценке пакетов акций, не обладая необходимым уровнем компетенций. С введением меры сертификации по направлениям оценщик вначале должен будет подтвердить свой экспертный уровень по оценке имущества определенного типа, после чего получит право подписывать отчеты об оценке».

Пересдать экзамен можно не раньше, чем через 90 дней. Пока у оценщика нет квалификационного аттестата, он не может стать членом СРОО, осуществлять оценочную деятельность и составлять отчеты об оценке.  

«Обязательный экзамен означает, что государство предприняло меры по зачистке рынка, в результате которого ожидается сокращение числа оценщиков в стране с 20 тысяч до примерно 4 тысяч. Сдача экзамена превратится в многомесячный «бич», аналогично тому, как проходят экзамены у аудиторов», – комментирует Ирина Вишневская.

Квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал экзамен, а также имеет стаж (опыт) работы в сфере оценки не менее трех лет. Причем из них минимум год - в должности помощника оценщика или оценщика.

Олейников Владимир оценивает введение требований к опыту работы оценщика положительно:

«Введение данной меры абсолютно оправданно и является показателем повышения статуса профессии. Ранее выпускник Вуза, получивший диплом об оценочном образовании, не имеющий ни года практики в оценочной деятельности, мог получить членство в СРО и статус оценщика. Ничего не мешало такому оценщику подписывать отчеты об оценке самого сложного имущества рыночной стоимостью свыше нескольких миллиардов рублей».

Какой именно орган будет проводить экзамен, как будет проходить оценка квалификации и по каким направлениям – в Федеральном законе не указано. Стоит отметить, что отсутствие указания конкретных направлений создает предпосылки для дробления профессии на узкие специализации. Специалисты, практикующие оценку нескольких видов собственности, очевидно, будут вынуждены либо сдавать экзамены по всем направлениям, либо сузить поле своей профессиональной деятельности. Следствием принятия данного законопроекта неизбежно станет увеличение финансовой нагрузки на оценщиков.

«К росту стоимости услуг это вряд ли приведет, – отмечает Ирина Вишневская, – скорее это означает предел рынка: фирмы из 1-2 человек, существующие как «витрины» в интернете, будут объединяться. Укрупнение коснется и компаний с именем. Скорее всего, в следующем рейтинге «Эксперт РА» мы увидим совершенно других игроков рынка оценки».

Введение обязательного квалификационного экзамена для оценщиков поддержала Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса "Деловые люди", муниципальный депутат Москвы:

«Я считаю, что государство как заинтересованная сторона имеет право предъявлять чёткие требования к людям, осуществляющим оценку. Обязательный экзамен позволит не только определить уровень квалификации, но и простимулирует получение соответствующего уровня знаний. Сопротивление и возмущение экспертного сообщества в данном случае мне непонятно. Хотя бы даже потому, что недобросовестные участники рынка - как ложка дегтя в бочке с мёдом наносят ущерб имиджу оценщиков в целом. Хотя я разделяю озабоченность некоторых специалистов, которые считают, что на квалификационный аттестат можно будет сдать «за деньги».

Напомним, что вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков последнее время активно обсуждались в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка,  действующего в целях выполнения поручений Президента России о создании системы независимой оценки квалификаций.  Разработан профстандарт «Специалист в оценочной деятельности». В настоящий момент идет апробация профстандарта, а также разработка оценочных средств центрами оценки квалификаций.

Независимая оценка квалификации будет регулироваться  специальным Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» (проект федерального закона № 1029618-6). В части 3 статьи 1 законопроекта указано:

В случае, если федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок оценки квалификации, чем установлен настоящим Федеральным законом, то оценка квалификации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такая редакция противоречит позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в постановлении от 29 июня 2004 года №13-П и устанавливающей, что приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. Кроме того, эта норма проекта закона допускает приоритет иных нормативных правовых актов РФ перед законом, что не соответствует конституционному принципу верховенства федеральных законов.

Пока сложно сказать, в каком виде будут сосуществовать две системы оценки квалификации оценщиков: обязательная (предусмотренная новой редакцией 135-ФЗ) и добровольная (в рамках системы независимой оценки квалификаций).

Отмена обязательной экспертизы СРО отчетов об оценке

Решение отменить обязательную экспертизу СРО выглядит непоследовательным: в течение последних нескольких лет вводились изменения, направленные именно на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке.

2011-2013 гг. - разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, введен единый квалификационный экзамен для подтверждения их профессионализма;

2014 г. - ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями увеличена до 5 000 000 руб.;

2015 г. - изменен предмет экспертизы:  обязанностью эксперта стало  проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки. 

Ирина Вишневская полагает, что отмена обязательной экспертизы неизбежно приведет к снижению качества отчетов об оценке:

«Из-за отмены обязательной экспертизы оценочных СРО я ожидаю ухудшения качества услуг, в силу теперь уже бесконтрольности оценщиков, особенно региональных, где качество экспертизы и ранее существенно отставало от стандартов лидеров рынка - крупных московских и питерских компаний. Как следствие – мы увидим рост количества жалоб со стороны потребителей услуг и наложенных дисциплинарных взысканий, особенно в связи с ужесточение требований по линии дисциплинарного кодекса СРОО.
С учетом масштабного плана приватизации на 2016 год, возникает новая угроза. Экспертиза СРО, которая ранее была обязательной, более не требуется, и как следствие, давление госзаказчика на оценщиков, которое всегда было существенным, но ограничивалось аргументом, что СРОО не пропустят отчет, исчезнет. Также система саморегулирования, помимо контрольных функций, обеспечивала обмен знаниями, обучение оценщиков. Теперь этого не будет».

Ольга Косец напротив, уверена в полезности отмены обязательной экспертизы:

«Моё мнение - институт СРО на сегодняшний день у нас не прижился, его создание является преждевременным. Мы не готовы объединяться в профессиональные сообщества ради достижения государственных целей. Чаще всего СРО являются дополнительной прокладкой, в результате существования которой предприниматели несут дополнительные расходы. Обязательная экспертиза хоть и является бесплатной, но имеет явные коррупционные признаки, поэтому её отмена будет положительным фактором».

Государство давно выражало неудовлетворение работой экспертов СРО, однако планомерно решало эту проблему, усиливая ответственность экспертов. Теперь обязательной экспертизы нет вообще. Кому это понадобилось? Действительно сложно игнорировать факт, на который указала Ирина Вишневская: отмена обязательной экспертизы совпала с предстоящей масштабной приватизацией государственного имущества.

Ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки

Законопроект содержит и позитивные изменения, в частности, вводит ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки.  Ранее за объективность оценки отвечал оценщик и саморегулируемая организация, выполнявшая экспертизу. Однако на объективность оценки, без сомнения, существенно влияет полнота и достоверность исходной информации, которую в ряде случаев было весьма проблематично поучить от заказчика.  

«Любая сделка предполагает ответственность двух сторон - заказчика и исполнителя, именно этот пункт теперь закреплен законодательно. Ранее вся ответственность за объективность оценки была возложена на оценщика и СРО, выполнявшую экспертизу отчета. Для создания прозрачной процедуры сделок с имуществом, особенно когда речь идет о государственном и муниципальном имуществе, исходные данные для оценки, полученные от заказчика, являются необходимым пунктом», – отмечает Ольга Косец.  

Изменения, касающиеся ответственности заказчика, без сомнения, являются позитивными. Алина Тухватуллина, юрист "Конструктор документов FreshDoc.ru" считает, что абсолютно новой эту норму назвать нельзя:

«Поправки в закон об оценочной деятельности в основном затрагивают вопросы ответственности оценщиков. Но предусмотрено кое-что и про заказчика оценки, ему наконец-то будет посвящена отдельная статья в законе (15.2). Оговариваются права и обязанности заказчика; выделяется, например, обязанность заказчика давать оценщику всю необходимую информацию и документацию. Теперь оценщик сможет прямо апеллировать к обязанности заказчика всемерно содействовать проведению оценки. Абсолютно новой эту норму, скорее всего, назвать нельзя, речь идет об уточнении имевшихся ранее обязанностей. Ведь и сейчас оценщики направляют заказчику требование о предоставлении информации по объекту оценки, ссылаясь статью 14 закона об оценочной деятельности. Но если сейчас предоставление доступа к информации, являющейся коммерческой тайной, зависит от доброй воли заказчика, то в новом законе установлена прямая обязанность заказчика давать доступ к документам, хранящим коммерческую тайну. Сейчас на практике наши клиенты прописывают доступ к коммерческой тайне в договоре об оказании оценочных услуг или в отдельном соглашении о конфиденциальности».

По мнению Ирины Вишневской,  изменения, касающиеся ответственности заказчика, вряд ли смогут применяться  в полной мере:

«Что касается попыток возложить ответственность на заказчика - я не верю в работоспособность данного механизма. Если это декларируется как способ снять с оценщиков возложенную на них ответственность за необходимость перепроверки фактов и данных, мы продолжим это делать».  

Полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России

Из полномочий Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России исключается полномочие по рассмотрению проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и представлению рекомендации по их утверждению.

«Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России - теперь факультативный орган, – объясняет Ирина Вишневская. – Пока непонятны дальнейшие действия, вероятно СРОО предпримут попытку его сохранения и легитимизации материалов, которые там разрабатываются».

Оценочное сообщество опасается, что такие изменения могут привести к переходу от саморегулирования оценочной деятельности (принятия нормативных актов с учетом позиции как профессионального оценочного сообщества, так и мнения потребителей оценочных услуг) к государственному регулированию данной области.

Важно!

Большинство норм Закона вступает в силу с 01 июля 2017 года. Однако в документе имеется оговорка: для членов  СРОО (для лиц, являющихся членами по состоянию на 01.01.2017 года):

  • норма о том, что «оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате» будет применяться с 01 апреля 2018 года;
  • норма, устанавливающая обязательное условие членства в СРОО, помимо ныне действующих требований, а именно «наличие квалификационного аттестата», применяется с 01 апреля 2018 года.

 

Вернуться в раздел