20.03.2020 16:46:00
Источник: Агровестник

Портал ГАРАНТ.РУ опубликовал доработанный текст проекта Приказа Министерства сельского хозяйства РФ "Об определении предельных уровней минимальных цен на зерно урожая 2020 года в целях проведения государственных закупочных интервенций в 2020-2021 годах, а также об определении предельных уровней максимальных цен на зерно в целях проведения государственных товарных интервенций в 2020-2021 годах" (подготовлен Минсельхозом России 06.02.2020). 

Согласно ему, закупочную цену на пшеницу 3-го класса для субъектов Центрального и Северо-Западного федерального округов предлагается установить на уровне 7,15 тысяч рублей за тонну с учетом НДС, для регионов Южного округа — 7,37 тысяч рублей, Приволжского — 7,92 тысяч, Сибирского и Дальневосточного — 7,26 тысяч рублей, Уральского федерального округа - 7,590 тысяч рублей, Северо-Кавказского федерального округа - 7,7 тысяч рублей. 

Закупочные цены на пшеницу 4-го класса могут составить для субъектов Центрального и Северо-Западного федерального округов - 6,49 тысячи рублей с НДС, для регионов Южного округа - 7,26 тысяч, Приволжского — 7,48 тысяч, Сибирского и Дальневосточного — 6,71 тысяч рублей, Уральского федерального округа - 6,93 тыс. рублей,  Северо-Кавказского федерального округа - 7,37 тысяч рублей соответственно. 

На пшеницу 5-го класса — Центрального и Северо-Западного федерального округов - 6,16 тысяч рублей, Приволжского — 6,71 тысяч, для регионов Южного округа - 6,82 тысяч рублей, Сибирского и Дальневосточного — 6,27 тысяч, Уральского федерального округа - 6,93 тысяч и Северо-Кавказского федерального округа - 7,04 тысяч соответственно.

Козлова.jpg             

За комментариями по тексту проекта мы обратились к эксперту - Татьяне Козловой старшему руководителю проектов, направления «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG.

- Для расчетов максимальных уровней цен на пшеницу 3, 4 и 5 классов Минсельхоз использовал предельные минимальные цены на зерно. Как Вы считает, зачем государство указывает заниженные цены и к чему это приведет? 

- Закупочные интервенции были введены в период, когда в общем-то все выращенное зерно потреблялось внутренним рынком. В той ситуации закупочные и товарные интервенции действительно контролировали уровень цен на рынке и сглаживали пики в период уборочной компании и межсезонье. Аграрии могли ориентироваться на эти цены и вовлекать в оборот земли, понимая экономику. Поскольку на текущий момент около трети зерна уходит на экспорт, то этот инструмент перестал работать. 

Закупка зерна в интервенционный фонд производится на кредитные средства, дополнительно выделяются средства на хранение. Этот механизм дорого обходится для бюджета. Кроме того, нет политики по дальнейшему использованию зерна, в результате оно годами хранится на элеваторах и теряет потребительские свойства. Поэтому, с одной стороны, обозначенные в Приказе Минсельхоза цены – это коридор цен на зерно, который видит государство, с другой – некий уровень поддержки рынка. 

Нужно отметить, что интервенциями практически не пользовались приграничные регионы, у которых выстроена логистика, наиболее нуждались в закупочных интервенциях региональные сельхозпроизводители, у которые высоки транспортные издержки на доставку (Сибирь). Таким образом, Минсельхоз толкает сельхозпроизводителей находить каналы для реализации по более высоким ценам, субсидируя перевозки зерна. 

- Прошедшей зимой Минсельхоз выступил с инициативой введения квоты на экспорт зерна в размере 20 млн т во второй половине текущего сельхозгода (2019/20). Размер квоты определен исходя из фактического урожая и объемов, необходимых для обеспечения внутренних потребностей страны. Не кажется ли Вам, что с учетом желания ввести квоты на экспорт государство излишне регулирует рынок и как это может сказаться на рентабельности бизнеса? 

- В последние годы зерновой рынок стал экспортно ориентированным. Соответственно, сельхозпроизводителям выгоднее поставлять зерно на экспорт и получать валютную выручку, чем оставлять его на внутреннем рынке. Собственно, исходя из этого, возникает искусственный внутренний дефицит зерна, что и влияет на повышение цен. 

Поэтому введением квоты предполагается уравновесить рынок: в России будет оставаться столько зерна, сколько потребляется внутри, а излишки можно экспортировать. 

Квота на экспорт – не плохая мера. В Канаде, например, весь экспорт подконтролен государству. В данной ситуации важно, как будет работать этот инструмент. Кто будет допущен... 

- Это попытка занизить закупочные цены? А что будет с отпускными ценами? 

- В ситуации, когда зерно будет оставаться на внутреннем рынке, предполагается, что цены вернутся в некий «коридор», и механизм закупочных интервенций снова сможет работать. 

- Быть может это попытка если не закрыть этот инструмент, то хотя бы сделать его менее привлекательным, отдавая приоритет естественным рыночным механизмам? 

- Конечно, механизм закупочных интервенций должен быть не очень привлекательным для сельхозпроизводителей, чтобы они сами искали каналы сбыта выращенного зерна по более высоким ценам, объединялись в региональные союзы для формирования общей стратегии сбыта и снижения коммерческих издержек. 

«АгроВестник» обращался также за комментариями в Российский зерновой союз. К сожалению, на момент публикации этого материала Союз комментариев по этим вопросам не дал.

Вернуться в раздел