14.11.2018
Источник: Коммерсант

Энергоэффективность — один из наиболее актуальных вопросов в строительстве в последние годы. По мнению экспертов, активно внедрять энергоэффективные технологии необходимо и при освоении подземного пространства.

Вопрос энергоэффективности в строительстве игроки рынка в последние годы обсуждают очень активно. Федеральные власти также настаивают на повышении соответствующих показателей, которые к 2028 году должны быть увеличены на 50%. Соответствующий приказ Минстроя РФ предусматривает постепенный переход к более жестким требованиям по сокращению энергозатрат на обогрев и вентиляцию объектов.

По словам операционного директора СБЕ "Полимерная изоляция" корпорации "Технониколь" Алексея Касимова, энергоэффективные технологии необходимы еще на этапе проектирования подземных конструкций. "Стоит понимать, что это не просто вопрос экономии затрат, а важное условие для долговечной и безремонтной эксплуатации",— указывает он. Если речь идет о строительстве жилого дома с подвальным помещением или о подземном паркинге, то есть о любом подземном сооружении, при эксплуатации которого собственник несет затраты на обогрев, стоит обязательно задаться вопросом повышения энергоэффективности. По подсчетам Алексея Касимова, теплопотери через конструкции, соприкасающиеся с грунтом, составляют около 10% от суммарных потерь через оболочку здания. "Мы провели расчет влияния уровня тепловой защиты заглубленных частей жилого здания на его энергопотребление и установили, что размер экономии при утеплении заглубленных частей составляет 3,5% от суммарных энергозатрат на отопление всего здания. Окупаемость мероприятий по теплоизоляции достигает 14 лет. При этом важно учитывать, что теплоизоляционный слой в конструкции фундаментов практически не требует замены. Это означает, что инвестиции в утепление заглубленных конструкций к расчетному сроку службы 50 лет принесут ощутимую экономию энергии",— говорит эксперт.

Самсонова.jpg     

Если речь идет о строительстве подземных объектов, будь то линии метрополитена, транспортно-пересадочные узлы или торгово-развлекательные центры,— это всегда довольно сложный и энергозатратный процесс. Однако, по словам директора направления "Сопровождение строительных проектов" группы компаний SRG Елены Самсоновой, эксплуатация подземных площадей по своей энергоэффективности даже превосходит эксплуатацию наземных зданий. По данным специалистов, энергоэффективность у подземных объектов, в частности станций метрополитена, изначально выше, так как такие объекты не подвергаются влиянию внешней среды, а температурный режим стабилен. К примеру, наземные станции метро в этом контексте являются более энергозатратными, так как в этом случае присутствуют существенные перепады температуры и влажности, а пути и платформы необходимо очищать от осадков и дополнительно обогревать.

"Постоянная положительная внешняя температура дает возможность создать комфортные условия пребывания людей в подземных помещениях, затрачивая гораздо меньше энергии, чем в зданиях, построенных на поверхности и подверженных всем погодным и сезонным перепадам температур и изменениям влажности. Таким образом, можно сделать вывод, что подземное строительство, несмотря на высокие энергозатраты в период проведения работ, является более энергоэффективным в сравнении с наземным за счет последующей эксплуатации",— говорит госпожа Самсонова.

Если речь идет о подземных проектах, то энергоэффективные технологии для таких объектов недвижимости должны быть обязательными для внедрения, потому как зачастую это замкнутые пространства без естественной вентиляции и с высоким уровнем концентрации выхлопных газов, считает генеральный директор East Group Евгений Тесля. Это в свою очередь делает такие объекты уязвимыми, повышает уровень пожароопасности и снижает характеристики безопасности. Для максимального снижения рисков и создания базовых комфортных условий в таких помещениях проектируются системы струйной вентиляции, позволяющие минимизировать площадь локального загрязнения воздуха или задымления при возникновении пожара. За счет создания принудительного потока воздуха в таких помещениях(без воздуховодов, а за счет установленных в потолочной зоне струйных вентиляторов) можно качественно повысить уровень безопасности. Кроме того, рекомендуется внедрять энергосберегающие системы освещения, что реализуемо через использование светодиодов.

В петербургском метрополитене заявляют, что активно внедряют новые технологии, позволяющие значительно сокращать потери электричества и снижать расходы на энергетику. К примеру, по данным пресс-службы городской подземки, в 2016 году использование энергоэффективных технологий позволило сэкономить почти 3 млн кВт ч. Отмечается, что этот показатель за последние пять лет вырос в 27 раз. С 2009 года в метрополитене вчетверо увеличилось количество светодиодных источников света. Так, после использования инновационных технологий на станции "Лиговский проспект" удалось почти вдвое снизить потребление электроэнергии, затрачиваемой на освещение вестибюля, и более чем на 20% — расходы на освещение наклонного хода.

Как бы то ни было, энергоэффективность прочно вошла в процесс строительства, будь то жилые комплексы или инфраструктурные проекты. Практика, в том числе зарубежная, уже доказала, что энергоэффективные решения, которые на первый взгляд кажутся фактором, увеличивающим стоимость, в дальнейшем окупаются.

Анна Мухина

Вернуться в раздел