26.07.2016
Источник: RWAY
Чистова.jpg     

Автор: Чистова Ксения, ведущий юрист направления «Юридическая практика» Группы компаний SRG

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. 

В эпоху существования СССР весь жилой фонд был государственным либо кооперативным, в силу чего и необходимый ремонт финансировался средствами из государственного бюджета (или силами ЖСК). После окончания существования СССР началась массовая приватизация жилья и, соответственно, массовый его переход в частную собственность, государство перестало нести ответственность за проведение капитального ремонта объектов.

С 2005 г. изменениями внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) затраты на проведение капитального ремонта общего имущества возложены на собственников. В то же время порядок исполнения этого нововведения собственниками указан не был, в связи с чем, реализация этой нормы на практике была практически невозможной. Капитальный ремонт общего имущества по-прежнему осуществлялся в основном на государственные средства, посредством различных программ и мероприятий, иногда с участием финансирования собственников или по добровольному решению собственников помещений. Такой подход не позволял обеспечить проведение в необходимом объеме восстановительных и ремонтных работ жилых домов.

В 2007г. была создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»). Предусматривалось совместное финансирование из разных источников работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, а именно: собственникам жилых помещений необходимо было внести не менее 5% стоимости производимых работ, оставшаяся сумма выделялась из финансовых источников публичных образований (за счет средств Федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также регионального и местного бюджетов).

Данный способ не был эффективным. Финансирования из бюджета не было достаточно для проведения всех необходимых работ, в результате чего около 2/3 многоквартирных домов стали нуждаться в капительном ремонте. Стало очевидным, что данный механизм себя не оправдывает, необходимо было иначе решать данную проблему.

Федеральным законом от 27.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в Жилищный Кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) были внесены изменения, согласно которым в состав платы собственников за жилое помещение и коммунальные услуги включается обязательный ежемесячный взнос на капитальный ремонт. Размер такого взноса рассчитывается исходя из площади квартиры. Субъекты Федерации были наделены правом создания региональных операторов капитального ремонта. Собственники жилья могли выбрать один из двух способов внесения средств на капитальный ремонт – перечислять деньги на счет, созданный только для перечисления на ремонт своего дома или перечислять их региональному оператору. Планировалось, что все полученный денежные средства направляются на формирование фонда капитального ремонта, который централизованно формируется на счете регионального оператора. Позднее в ЖК РФ была добавлена возможность выбора способа формирования фонда и собственники получили возможность самостоятельно создавать специальный счет для капремонта дома и аккумулировать полученные средства на нем.

В конце 2015г. в Конституционный суд (далее – КС) поступили жалобы от группы депутатов Государственной Думы от «Справедливой России» и КПРФ, в которых они указывают на то, что сборы, производимые на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, не соответствуют Конституции РФ.

Жалоба на нормы ЖК РФ от «Справедливой России» поступила в КС в октябре 2015г. Депутаты не согласны с ч. 4 ст. 179 ЖК РФ, согласно которой собранные средства фонда капитального ремонта собственниками одного дома могут использоваться на ремонт других домов. По мнению депутатов, на практике это означает, что собственники помещений фактически обязаны содержать не принадлежащее им имущество, т.е. по сути это является распоряжением чужими денежными средствами без согласия их владельцев и противоречит положениям Конституции РФ о защите права собственности.

Вторая жалоба поступила в суд в декабре 2015г. от КПРФ. Депутаты оспаривают ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, так как, по их мнению, имеющийся механизм сбора средств на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов с собственников жилья нарушает права тех, кто приватизировал квартиры ранее. Положения о капитальном ремонте, полагают парламентарии, за счет собственников квартир противоречат требованиям ст.16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии с которой за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Депутаты подчеркивают, что обязанность бывших владельцев домов произвести капитальный ремонт после приватизации сохраняется до исполнения данного обязательства

Также представители КПРФ полагают, что сборы на капитальный ремонт можно рассматривать в качестве налогов, так как органы местного самоуправления могут самостоятельно использовать эти средства без получения согласия собственников. Налоги и сборы могут быть установлены только Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. Жилищный кодекс не может устанавливать такого рода платежи, следовательно, внесение взносов на капитальный ремонт домов противоречит установленной Конституцией РФ обязанности законно платить установленные налоги и сборы. КС объединил обе депутатские жалобы в одно производство.

Первое заседание суда о проверке конституционности ч. 1 ст. 169, ч. 4,7 ст. 170  и ч. 4 ст. 179 ЖК РФ на противоречие ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 35, ч. 1 ст. 40 и 57 Конституции РФ состоялось 03.03.2016г.

Генеральная прокуратура Российской Федерации (далее – Генпрокуратура РФ) изначально поддержала заявителей по жалобе, указав в отзыве (направленном в КС в декабре 2015г.), что полагает обоснованными доводы депутатов о неравенстве положения собственников, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, и граждан, которые собирают эти средства на специальном счете в банке. Сроки и объемы распоряжения средствами не определены, так же как и не установлен порядок их возврата. Это, по мнению Генпрокуратуры РФ, может создать такие условия, при которых средствами, перечисленными на счет регионального оператора, собственники распоряжаться не смогут, что является нарушением норм Конституции РФ.

Однако в феврале 2016г. Генпрокуратура отозвала из КС свой отзыв «с учетом необходимости дополнительной проработки вопроса».

 

Вернуться в раздел