29.04.2021 14:17:00
Источник: Коммерсантъ

Цены на авто продолжают набор скорости: только этой весной российские автосалоны переписали ценники на некоторые модели с плюсом в 300–500 тыс. руб. «Деньги» разбирались, что служит горючим продолжающемуся разгону автомобильных цен и когда они уже нажмут на тормоз.

Цены на автомобили никогда не стояли на месте, но за минувший год они обрели головокружительное ускорение. По данным «Автостата», со времен кризиса 2014 года розничная цена автомобилей в России выросла вдвое, то есть на целых 100%. Особенно рост был заметен этой весной. По подсчетам Russian Automotive Market Research, в марте в годовом выражении автомобили C-класса и кроссоверы в среднем подорожали на 16,4% и 13,4% соответственно, а машины D-класса и В-класса выросли в цене на 13% и 10,2%. При этом некоторые ходовые модели по итогам марта подорожали более существенно, прибавив в цене 20–30% по сравнению с мартом прошлого года.

В абсолютных значениях изменение цен на авто этой весной тоже заметно. Например, минимальные цены на отечественные модели Lada Granta и Vesta увеличились по итогам марта на 55 тыс. и 94 тыс. руб. соответственно. Ходовые бюджетные модели Sandero и Duster от французской Renault подросли на 101 тыс. и 124 тыс. руб. На 163 тыс. руб. предлагается сейчас дороже ходовой японский кроссовер Nissan Qashqai. Примерно на столько же — 164 тыс. руб.— теперь переписан ценник на ходовую Mazda CX-5, а также на представительский седан Toyota Camry. Еще больше — на 185 тыс. руб.— подорожал кроссовер KIA Sportage. На целых 205 тыс. руб. подскочили расценки на кроссовер Toyota Rav4. Еще больше впечатляют возросшие цены на бюджетный седан Volkswagen Polo, которые поднялись на целых 230 тыс. руб. Другая модель этого же бренда, Tiguan, подорожала еще больше — на 260 тыс. руб. А чешская Skoda Kodiaq и вовсе осуществила ценовой взлет на 304 тыс. руб.

Но самые существенные подорожания авто наблюдаются в премиальном сегменте. На 840 тыс. и 920 тыс. руб. соответственно, например, подорожали такиe модели, как BMW пятой серии и Mercedes-Benz Е-класса. А такие продаваемые модели, как BMW Х5 и Х6, скакнули в цене на 1,02 млн и 1,12 млн руб. соответственно. «Все участники авторынка уже давно привыкли, что один-два раза в год происходит повышение стоимости автомобилей. Но последний год стал рекордным в этом плане,— констатирует Денис Решетников, руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto.— Так, в 2020 году рост цен в среднем составил 10–15%, но сильнее всего подорожали новые автомобили Mercedes-Benz (25,2%), Jeep (17,1%), Nissan (17%), BMW (16,7%) и Changan (15,5%). В наступившем 2021 году тенденция роста цен сохранилась: за первые три месяца автомобили прибавили в цене в среднем 2–5%. Рекордсменами по росту цен стали Audi и Genesis: так, например, Audi S8 стал дороже на 800 тыс. руб., а A8 60 TSFI — на 669 тыс. руб. Что касается Genesis G90, то его стоимость выросла на 650–665 тыс. руб. Среди массовых марок автомобилей больше всего подорожали Kia, Nissan, Hyundai и Skoda. Особенно это заметно в увеличении стоимости недавних новинок: Hyundai Palisade прибавил в цене 150 тыс. руб., Kia Mohave стала дороже также на 150 тыс. руб., на 100 тыс. руб. подорожал Kia Sorento».

Курс рубля, пандемия, дефицит

Одним из основных факторов роста цен на автомобили остается рост курса рубля, ведь даже собирающиеся на российских заводах автомобили имеют в своей конструкции большую долю иностранных комплектующих, закупаемых производителем за твердую валюту. Весной и осенью прошлого года курс рубля сильно штормило, однако, чтобы не потерять рынок, автомобильные компании обычно не поднимают цену резко, а делают это постепенно. Вот и сейчас ползущие вверх расценки отыгрывают прошлые курсовые колебания. «Изменение курса валюты является сильным драйвером роста цен. На фоне экономического кризиса этот факт сильно повлиял на ценообразование: валюта сильно подскочила в прошлом году и потянула за собой розничные цены на авто»,— говорит Алексей Стариков, директор автосалона «Авилон Mercedes-Benz». По его словам, например, в начале индексация в связи с ростом курса по марке Mercedes-Benz была плавной. Марка старалась планомерно увеличивать цены, поэтому до определенного момента цена автомобилей была довольно-таки выгодной по сравнению с другими рынками, но после остановки производства и образовавшегося дефицита автомобилей у дилеров цену подняли на 25%, тем самым догнав биржевой курс во избежание убытков.


Помимо курсовых колебаний на цены продолжают оказывать влияние последствия пандемии. Из-за сбоев производственных и логистических цепочек продажи на авторынке сократились, стал ощущаться дефицит. Продавцы были убеждены, что эта начавшаяся еще в конце лета прошлого года проблема исчезнет в январе 2021 года, однако автомобилей в наличии на складах, увы, продолжает не хватать. В массовом сегменте, чтобы уехать из автосалона на автомобиле, сейчас часто предлагают подождать один-три месяца, а в нише премиум и люкс ожидание может затянуться на полгода, а в некоторых случаях предлагают потерпеть аж до лета 2022 года. Для продавцов подобная ситуация может оказаться выгодной. «Импортерам понравилось сидеть на пустых складах»,— считает Дмитрий Матвеев, генеральный директор сети автопрокатов «Мой автопрокат». На его взгляд, условно им выгоднее продать 100 автомобилей по 1 тыс. руб., чем 200 автомобилей по 500 руб. Эксперт полагает, что мотивация за долю рынка перешла в мотивацию маржи. Автосалоны, на его взгляд, делают то же самое: зачастую не соблюдают рекомендуемые розничные цены и продают автомобили дороже, обосновывая высокую цену высоким спросом.

Цены на авто подталкивают вверх и действия регулятора, который обещает в текущем году поднять ставки утилизационного сбора на 25%. Этого пока не произошло, но производители уже хеджируют риски, включая грядущее увеличение утильсбора в розничную стоимость своих продуктов.

В некоторых случаях рост цен на автомобильном рынке происходит за счет смены модельного ряда, когда новая, более современная машина по определению стоит дороже, причем иногда существенно. «Если исключить фактор курсовых колебаний, основной причиной роста цен на автомобили является плановое обновление модельного ряда»,— комментирует Андрей Ольховский, генеральный директор автодилера «Автодом». В премиум-сегменте, по его словам, все бренды в этом году дополнили модельные линейки новыми или обновленными продуктами — каждая новая модель или обновление текущей версии повышает ее стоимость. «Нет четких правил роста цены по типам моделей, но, как правило, наибольший эффект ощущается по объемообразующим или наиболее престижным позициям,— говорит он.— Например, стоимость Mercedes-Benz S-класса в предыдущем 222-м кузове была чуть выше 6 млн руб., а в новом 223-м кузове автомобиль стоит около 13 млн руб. Конечно, это два совершенно разных по дизайну и техническим характеристикам автомобиля, но разница в цене впечатляет».



        

«Цены на автомобили растут не только на российском авторынке, но и в других странах мира»,— отмечает Евгений Афанасьев, руководитель проектов консалтинговой группы SRG. Причинами глобального роста цен, по его словам, являются развитие технологий, повышение требований к экологичности и безопасности автомобиля, из-за чего даже в базовой комплектации авто устанавливают современные устройства, повышающие его стоимость. По его мнению, на рост цен влияет желание компенсировать потери из-за простоя автомобильных заводов по всему миру во время пандемии.

Надежда на скидку


Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Участники рынка убеждены, что цены на авто, скорее всего, будут расти и дальше. Вероятно, их рост может притормозиться только к концу текущего года при условии стабилизации курса рубля, а также в случае нормализации поставок, когда склады будут заполнены: «рынок продавца» сменится «рынком покупателя», и дилеры вновь будут думать о скидках и прочих акциях.

«На данный момент трудно прогнозировать возможное изменение розничной стоимости до конца года, но цена на автомобили наверняка будет расти и дальше, в первую очередь, конечно, из-за инфляционного повышения»,— прогнозирует Андрей Стариков из «Авилон Mercedes-Benz». На его взгляд, в дальнейшем все зависит только от курса валюты: если сильных колебаний в течение года не произойдет, то цены будут держаться на текущем уровне.

«Роста цен на авто можно ожидать до конца года,— соглашается Александр Груздев, основатель аналитического агентства Gruzdev Analyze.— Валютные колебания нужно еще отыграть порядка 10% за 2020 год. Таким образом, если не будет дальнейшей девальвации рубля и курс останется в тех же пределах, что сейчас, то за 2021 год с учетом инфляции общее подорожание автомобилей в рублях произойдет в пределах 12–15%».

«Я думаю, в премиум-сегменте рост до конца года будет в диапазоне от 5% до 15% по разным брендам и моделям, а в массовом сегменте рост не превысит 10%, если не будут выходить новые модели или приниматься какие-то законодательные инициативы»,— солидарен с коллегами Андрей Ольховский.

Впрочем, даже сейчас, в условиях дефицита многих моделей авто, не стоит терять надежды на скидку в автосалоне. «Понятно, что дешеветь машины уже не будут. Впрочем, есть некоторые закономерности, которые повышают вероятность скидки при покупке нового автомобиля даже сейчас»,— говорит Валентина Ананьева, руководитель пресс-службы сервиса «Авто.ру». Обычно продавцы, по ее словам, предлагают выгодные условия на неходовые модели и комплектации, которые сложно реализовать, а также во время смены поколений или рестайлинга. В этот момент производители часто объявляют распродажи, а дилеры спешат освободить место для новинки. На ее взгляд, важно выбирать правильный момент для покупки: как правило, у дилеров есть свои планы продаж, и ближе к концу месяца они стараются закрыть их, в том числе за счет скидок.

Что же касается вопроса о том, нужно ли автомобиль приобретать сейчас, то, с одной стороны, ответ очевиден: так как, скорее всего, цены будут расти и дальше, то лучше не откладывать покупку и идти за автомобилем в автосалон сейчас. Но, с другой стороны, есть вероятность, что к лету вместе с заполнением складов и дальнейшим ослаблением спроса дилеры могут начать раздавать скидки и появятся более привлекательные предложения, чем сейчас. «На вопрос, который волнует большинство покупателей, стоит ли приобретать автомобиль сейчас, когда происходят такие заметные изменения на рынке, однозначный ответ дать невозможно,— считает Денис Решетников из Fresh Auto.— Конечно, дешеветь автомобили не будут. Но если учесть факт снижения процентных ставок на вклады у банков и стремление россиян вложить свои средства в недвижимость или автомобили, то покупку откладывать не стоит, так как спрос будет продолжать расти. С другой стороны, по прогнозам, к концу лета ситуация с поставками автомобилей должна стабилизироваться, что сократит дефицит. Да, цена будет чуть выше, чем сейчас, но дилеры начнут предлагать акции, скидки и подарки, что сделает покупку более выгодной».

Георгий Алексеев

Вернуться в раздел