09.12.2020 15:42:00

В Петербурге сдан первый дом по программе "Рубль за метр". За год инвестор отреставрировал фасад здания библиотеки Колобовых. Это двухэтажное здание в самом сердце Петроградской стороны, на улице Большая Зеленина.

По данным комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП), с 1997 года здание не использовалось и пришло в упадок. Периодически сюда проникали вандалы, отбивали оставшуюся лепнину, рисовали граффити. Несколько лет назад здание библиотеки Колобовых внесли в реестр памятников регионального значения. Балконы обнесли характерной зеленой сеткой, чтобы защитить прохожих от падения штукатурки.

Отреставрировать здание за свой счет город не мог. Год назад дом передали частному инвестору по программе "Рубль за метр". Такие программы стартовали во многих регионах страны. Суть в том, что инвестор за свои деньги приводит здание в порядок в течение семи лет, а затем снимает его у города из расчета один рубль за квадратный метр в течение 42 лет. На днях была завершена первая часть работ - реставрация фасада. Под контролем властей инвестор восстановил оригинальную терразитовую штукатурку, на стены внутри вернулась лепнина. Также произведена комплексная отделка вестибюля. КГИОП разрешил инвестору сделать перепланировку внутренних помещений, но без сноса имеющихся стен.

Как сообщил председатель КГИОП Сергей Макаров, сейчас уже другой инвестор по "рублевой" программе разрабатывает проект реставрации оранжереи "Собственной дачи" в Петергофе.

Правда, не все проекты оказываются удачными. Так, в середине осени инвестор начал демонтировать кирпичную кладку Александровских ворот Охтинских пороховых заводов. После вмешательства градозащитников работы были остановлены. Дальнейшую судьбу памятника в КГИОП будут решать совместно с имущественным комитетом Смольного.

Проблема, собственно, очевидна: такие здания, как Александровские ворота, сложно представить в современном использовании. А программа "Рубль за метр" предполагает взаимовыгодное сотрудничество, когда инвестор не только вкладывает деньги, но и потом извлекает из здания прибыль, чтобы хотя бы отбить затраты на реставрацию.

Козлова.jpg               

Татьяна Козлова, старший руководитель проектов по направлению "Оценка и финансовый консалтинг" Группы компаний SRG, говорит, что в Петербурге и ближайших пригородах бесхозные памятники можно разделить на три группы: объекты в центре, за городом и постройки специального назначения: батареи, бастионы, ворота.

- Объекты в центре города, безусловно, могут найти своего инвестора просто в силу местоположения, у объектов за городом хорошие шансы при проработке концепции будущего использования. Что же касается бастионов и батарей, то даже по уже заключенным договорам подвижек в части сохранения объектов не наблюдается. Затраты на них достаточно существенные, а экономический эффект не очевиден. Поэтому здесь, скорее, нужно привлечение меценатов или народный сбор средств для создания социально-туристических объектов, - считает Татьяна Козлова.

Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, отмечает, что главная проблема программы "Рубль за метр" в Петербурге в том, что памятники недоступны среднему бизнесу, не говоря уже о малых компаниях. Дело в том, что на протяжении семи лет, пока инвестор приводит здание в порядок, он платит не рубль за метр, а определенную при торгах ставку. А это может быть два-три миллиона в год.

Платить такие деньги и параллельно заниматься реставрацией без возможности использовать актив, небольшие компании не в силах. Но, как говорит Ирбитская, если бы условия программы были изменены, то на нестандартные объекты могли бы прийти компании с необычными проектами.

- Значительная часть памятников может приносить доход, но только если инвесторы не будут пытаться встроить шаблонную деятельность в здание, а будут создавать новый формат деятельности или услуг. К сожалению, у нас в стране очень мало инвесторов, ищущих и создающих новые форматы, а не использующих шаблоны; мало консультантов, предлагающих действительно уникальные решения, и проектных компаний, способных эти решения предложить. Зачастую, если шаблонный формат не вписывается в здание, под снос идет здание, а не шаблон, - говорит Ирбитская и приводит в пример индустриальную архитектуру XIX - начала ХХ века.

- Лет 20 назад никто не понимал, что делать с огромными индустриальными историческими объектами из красного кирпича, пока не появились новые форматы - коворкинги и лофты. И теперь то, что считалось ужасным, продается за огромные деньги, - отмечает эксперт.

Высокий входной порог и туманная финансовая эффективность могут привести к тому, что "рублевая" программа в Петербурге превратится не в практический инструмент расширения бизнес-площадей и спасения памятников, а в дорогую имиджевую игрушку, с которой не все готовы обращаться бережно.

Текст: Вера Черенева (Санкт-Петербург)

Вернуться в раздел