05.10.2017 12:37:00
Источник: Коммерсант

Правительство РФ приняло решение о повышении акцизов на автомобильное топливо на один рубль в 2018 году.

Налог будет поднят в два этапа — по 50 копеек за литр к стоимости бензина добавят с 1 января и с 1 июля 2018 года. По данным Минэнерго РФ, уже на первом этапе цена бензина в рознице увеличится на 1,5%. По прогнозам, стоимость литра бензина может превысить 40 рублей в 2018 году. При этом большая часть экспертов склоняется к мнению, что бурного роста цен на бензин в следующем году ждать не стоит, скорее это будет плавное увеличение стоимости топлива на прогнозируемые ранее 4-6%.

По мнению ведущего аналитика ГК TeleTrade Александра Егорова, оценка Министерства энергетики о том, что уже первое повышение акцизов может поднять розничную цену бензина на 1,5% не является катастрофичным показателем. "Даже уже сейчас стоимость одного и того же сорта топлива порой различается на большую величину не только в разных регионах, но зачастую и в рамках одной и той же сети заправок в одном регионе. Например, в Москве заправка на Московской кольцевой автодороге может обойтись на 1-1,2 рубля дороже, чем заправка на такой же АЗС по Ленинградскому шоссе в районе Зеленограда. А цены на бензин, например, в Волгоградской или Ростовской области могут быть на 1,5-2 рубля выше аналогичных цен в Московском регионе", — добавил Александр Егоров.

По его словам, поэтапное введение акцизов приведет к двум волнам роста цен. И от действующих цен, чуть ниже 40 рублей на самые популярные сорта бензина, рост может составить около 2 рублей. "Если оценивать грубо, то цена бензина при сохранении ценовой стабильности в стране и отсутствии шоков на нефтяном рынке может вырасти к 41-45 рублям. В некоторых регионах она дойдет и до 47-50 рублей", — проанализировал господин Егоров.

Плавный рост

Золотарева.jpg             

Эксперт направления "Оценка и финансовый консалтинг" группы компаний SRG Марина Золотарева отметила, что в 2017 году наблюдаются более высокие темпы роста цен, чем два года назад. Цены на бензин марок Аи-95 и выше уже сейчас (по данным Федеральной службы государственной статистики за август 2017 года) на 4,64% превышают уровень декабря 2016-го, средняя цена за январь — август 2017-го на 5,49% выше средней цены за аналогичный период 2016 года. "При сохранении среднемесячного темпа роста цен текущего года (0,52% месяц к месяцу) темп прироста цен на бензин марки Аи-95 и выше в 2017 году может составить около 5,6%. При консервативном прогнозе прирост цен на бензин данных марок в 2018-м может составить около 5% , а средний уровень цен приблизится к 42 рублям. При этом цены на бензин, скорее всего, будут повышаться планомерно без существенных скачков", — добавила госпожа Золотарева.

В 2018 году бурного роста розничных цен на топливо не будет, уверен генеральный директор компании "РусХолтс" Александр Кузьмин. По его словам, продолжится плавное увеличение, являющееся результатом компромисса между интересами вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и политикой госрегулятора — Федеральной антимонопольной службой (ФАС). "Общий рост цен на бензин в 2018 году при сохраняющейся ситуации в экономике РФ не превысит пяти рублей за литр по отношению к ценам второй половины 2017 года", — добавил эксперт.

Генеральный директор логистической компании Nawinia Rus Марат Зайнетдинов, напротив, прогнозирует, что цены на топливо будут продолжать расти. "Мы в последние годы наблюдали колоссальное падение стоимости барреля нефти на мировых рынках, но это никак не сказалось на внутренней стоимости. У нас бензин, дизельное топливо по-прежнему являются значительным источником пополнения бюджета страны. Поэтому эта область максимально регулируется государством и не существует, наверное, в чистом виде в рыночной экономике", — прокомментировал господин Зайнетдинов.

"В условиях экономической нестабильности и санкций, в топливном ценообразовании сохранится динамика предыдущих лет. Стоит ожидать, что в среднем за год цены на топливо вырастут от 7 до 10%. Несмотря на значительное повышение акцизов, государство не позволит топливным компаниям резко увеличить стоимость горючего. Стоимость литра бензина будет расти стабильно, но постепенно, с сезонными колебаниями. Изменения в сторону "плюс" особенно будут заметны при вступлении в силу акцизов — в начале и середине года. Небольшое снижение цен на горюче-смазочные материалы будет наблюдаться весной в ходе посевной кампании и осенью — во время уборочной, в рамках государственной поддержки сельхозпроизводителей", — прокомментировал ситуацию генеральный директор компании Omnicomm Борис Паньков. По его словам, эксперты топливной и энергетической отраслей единогласно стараются не прогнозировать цены на бензин в будущем году, чтобы не повлиять в той или иной мере на ценообразование. Но любой может посмотреть 193 ст. Налогового кодекса РФ, в которой обозначены величины топливных акцизов на 2017, 2018 и 2019 годы. Так, можно увидеть, что акцизы за тонну топлива пятого класса (это Аи-95) составляют 10 130 рублей, 10 535 рублей (рост на 4%) и 10 957 рублей (рост на 4%) соответственно.

Директор по маркетингу Autospot.ru Дмитрий Рыбальченко прогнозирует, что в течение 2018 года цены на бензин в рознице продолжат расти на 6-8% в год: "АЗС будут плавно повышать цены, чем, впрочем, и занимаются все время. К примеру, с января 2017 года цены уже поднялись почти на 6% для марки Аи-95 и вполне себе превысили 40 рублей за литр. А с января 2015 года рост уже два с половиной раза больше (на пять рублей за литр). Автозаправки сейчас удачно работают с точки зрения маркетинга, выводят все больше продуктов ("улучшенный 95-й бензин", Аи-98), запускают бонусные программы, развивают дополнительные продажи — уж совсем редкая сейчас АЗС обходится без целого супермаркета, кафе, мойки".

Львиная доля — налоги

На формирование стоимости бензина влияет ряд факторов, среди которых цена на нефть, макроэкономика, инфляция, повышение налогов.

Борис Паньков отмечает, что львиную долю в 65% стоимости топлива формируют именно налоговые вычеты. При этом стоимость горючего составляет в цене исходного сырья всего лишь 6%. Ненамного выше его переработки, а также наценки сбытовиков. Влияет на цены и "внешняя конъюнктура" — именно такой концепции придерживается первое лицо нашего государства. В условиях свободного рынка ценовая политика в отрасли, даже при наличии профицита нефти в стране, не должна сильно отличаться от политики соседних стран.

Генеральный директор дивизиона "Химки" ГК "Автоспеццентр" Григорий Калмин также отмечает, что примерно на 60% стоимость бензина в РФ формируется акцизом, НДПИ, вывозной пошлиной. Для сравнения, в США на налоги приходится всего 22% стоимости бензина. "Более того, российское правительство заявляет о необходимости выравнивания цен на внутреннем и внешнем рынках, это означает, что экспортная пошлина в России будет сокращена или отменена ради увеличения объемов экспорта, а внутренние ставки для компенсации расходов, наоборот, могут вырасти. При этом в ближайшее время сохранятся другие факторы, способствующие повышению цен на бензин: рост европейских цен и отложенный эффект по переносу прошлогоднего увеличения акциза. В связи с этим рост стоимости горючего может превысить темпы инфляции по стране в целом", — прокомментировал господин Калмин.

По словам Александра Кузьмина, цена на нефть в наименьшей степени влияет на конечную стоимость бензина, так как основные производители топлива получают нефть по себестоимости нефтедобычи ($4-8 за баррель), а не приобретают нефть на бирже. "Главный драйвер ценообразования на топливо в РФ — финансовая политика вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые при благополучной ситуации с экспортом нефтепродуктов готовы замораживать и даже снижать цены на внутреннем рынке, а при сокращении экспортных доходов легко перекладывают бремя своих расходов на операции внутри страны. Это приводит к росту цен на топливо даже в условиях падения биржевой цены на нефть", — прокомментировал господин Кузьмин.

Еще одним немаловажным фактором, влияющим на цену топлива, Марат Зайнетдинов назвал недостаточное количество нефтеперерабатывающих заводов на территории России. По его словам, когда один завод планово приостанавливает свою работу по каким-либо причинам, например, встает на реконструкцию или ремонт, это сразу же ощущается на рынке. Кроме этого, эксперт считает, что с нынешним курсом валют выгоднее экспорт готовых нефтепродуктов, нежели их продажа на внутреннем рынке.

Пересаживаются на такси

Эксперты отмечают, что бурный рост цен на топливо (условно говоря, 50 рублей и выше за литр) уже вынуждает автовладельцев отказываться от поездок на личной машине или сокращать их. Александр Кузьмин наблюдает такую тенденцию: "В регионах Урала и Сибири средний объем одной заправки упал ниже 10 литров, объемы продаж топлива (так называемая среднесуточная прокачка) падают у всех без исключения заправочных сетей. Рынок перевозок такси растет, как и рынок каршеринга — это говорит о том, что часть населения мегаполисов все чаще отказывается от использования собственного транспорта в пользу инновационных сервисов. Рост продаж малолитражных (по сути, экономичных автомобилей) по сравнению с "традиционными" брендами бизнес- и премиум-классов — тренд, который мы наблюдаем последние двадцать лет. И удорожание топлива, несомненно, будет способствовать этому процессу".

Борис Паньков подсчитал, что за последние пять лет содержание авто стало дороже на 40%. Чуть меньше половины общих затрат составляет заправка транспортного средства топливом. Но так как владение личным автотранспортом в нашей стране уже стало частью менталитета, маловероятно, что соотечественники смогут полностью отказаться от использования легковых авто, уверен Паньков. "Возможно, в целях экономии автолюбители станут ездить не только на личных машинах, но и комбинировать средства передвижения, периодически прибегать к услугам каршеринга или общественного транспорта, что позволит немного сократить затраты на поездки", — предположил он.

Руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов отмечает также, что повышение акцизов на топливо скажется на росте не только самого топлива, но и на стоимости запчастей и различных расходных материалов, поскольку цена их доставки также зависит от стоимости топлива — получается некий замкнутый круг. В результате рост тарифов транспортных компаний может составить до 5%. "Если увеличение цен составит до двух-трех рублей, то вряд ли это кардинальным образом скажется на сокращении езды на личных автомобилях. Если же рост будет существенным, например, 50% от цены на сегодняшний день или превысит психологический барьер уже в 50 рублей, то явно ситуация изменится. Люди начнут чаще ездить на общественном транспорте, покупать наиболее экономичные автомобили, мотоциклы, или ездить на личном транспорте только по необходимости", — заключил господин Алексашов.

Аналогичное мнение высказывает директор компании "Авилон Ford" Михаил Жмаков, который уверен, что увеличение стоимости литра топлива на 20-30% не приведет к сокращению и отказу от использования личного транспорта, но такая тенденция может сложиться при повышении цен в разы, например, до 150-200 рублей за литр. "При росте цен на топливо наблюдается отказ от дальних поездок на машине в пользу общественного транспорта, однако от коротких поездок, от передвижения по городу автомобилисты вряд ли будут отказываться, разве что от поездок на работу — в пользу такси. Этот вариант наиболее вероятен в Москве и Санкт-Петербурге, где высока стоимость парковки и не всегда легко найти удобное место, где можно оставить автомобиль", — заключил эксперт.

Во власти ВИНК

"Бензин бывает моторный и технический (растворитель для краски или очиститель поверхностей). В моторном бензине налоги составляют примерно 65% от его конечной цены, что обеспечивает значительную часть сборов в бюджеты разных уровней. Почти все моторное топливо производится на заводах, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям, у которых центр прибыли сознательно смещен в сектор нефтедобычи и нефтепереработки. Рознице оставлено примерно два рубля наценки на каждый проданный литр", — отмечает Александр Кузьмин. По его словам, столь малая разница между оптовой и розничной ценами на моторное топливо позволяет АЗС, принадлежащим ВИНК, захватывать рынок, вытесняя так называемых "независимых" игроков. Это уже произошло: из 27 тыс. российских АЗС, ВИНК принадлежит 9 тыс., которые пропускают через себя 60% покупателей топлива. "Для того чтобы выжить, независимые игроки вынуждены что-то придумывать с доходностью своего бизнеса. Что тут можно придумать? Ответ кроется в статистике: бензин как растворитель для нужд лакокрасочной промышленности (не обложенный акцизами и транспортными налогами) выпускается множеством мелких нефтеперерабатывающих производств в количествах, превышающих реальные потребности этой самой промышленности примерно в 10 раз. Для чего? Очевидно для того, чтобы разными путями оказаться в бензобаках автомобилей", — делает вывод господин Кузьмин. 

Грядущий период будет серьезным испытанием для всей топливной отрасли, но особенно для мелких независимых АЗС, уверен и Борис Паньков. Он считает, что независимые продавцы в условиях повышения акцизов и налоговых ставок будут вынуждены поднять цены, чтобы не работать в убыток. В то время как фирменные АЗС нефтяных компаний не преследуют исключительно задачу увеличения прибыли, больший интерес представляют объемы реализации. "Они могут попытаться удержать розничные цены и обеспечат себе конкурентные преимущества. Другой сложностью для независимых продавцов горючего станет то, что во многих регионах руководство держит сознательную политику регулирования розничных цен, что ограничит возможность АЗС поднимать стоимость реализуемого топлива ради сохранения рентабельности предприятия", — пояснил эксперт.

Трансформация заправок

Во всех российских регионах самый реальный путь поднять рентабельность АЗС — это развивать сопутствующую торговлю (кофейни, продажа продуктов питания, снеков), отметил заместитель генерального директора ООО "ПТК" Леонид Чурилов. "В частности, ООО "ПТК" объявило тендер на переоборудование автомоек, расположенных при АЗС компании. Мы планируем привлечь в качестве арендаторов на станции ПТК различные сервисы: операторов ресторанов, кафе, брендовых ритейлеров. По маржинальности это более высокодоходные виды бизнеса, чем розничная торговля нефтепродуктами, хотя, конечно, показатели оборота топлива на АЗС пока значительно превышают все другие. Привлечение новых партнеров позволит ПТК увеличить поступления от арендных платежей, а также повысить трафик, проходящий через наши АЗС. Например, через ручную автомойку в день в среднем проходит не более 50 человек, через мойку самообслуживания — уже около 200. А через ресторан быстрого питания — около тысячи. Если взять опыт Европы, там давно не магазины и кафе открываются при АЗС, а наоборот, небольшие автоматические заправки размещаются при супермаркетах и закусочных", — прокомментировал господин Чурилов.

Прямая речь

Александр Кузьмин, генеральный директор компании "РусХолтс":

— ФАС как регулятор препятствует "подстиланию соломки" в виде роста розничных цен на топливо, поэтому такой процесс не будет хаотичным. Планку максимально возможных розничных цен на топливо задают АЗС, принадлежащие ВИНКам, у независимых же операторов топливо всегда дешевле. "Демпинг" возможен в диапазоне 1-1,5 рубля за литр, если такую ценовую разницу можно назвать демпингом. Более глубокий ценовой демпинг невозможен по причине, описанной выше. Рост акцизов в размере 1 рубль за литр никак не повлияет на деятельность сетей АЗС ни в Петербурге, ни в России. Цены вырастут, маржинальность продаж топлива в сетях АЗС не изменится, оставаясь в диапазоне 1,5-2 рубля за проданный литр.


Вернуться в раздел