07.06.2016
Источник: РЖД-Партнер

Приморье планов

В последние 5 лет в портах Дальнего Востока постоянно увеличивались объемы перевалки контейнеров. Грузооборот между странами ЕС и АТР также постоянно растет, пусть и меньшими темпами в последние 2 года. Усилятся ли эти тенденции с запуском международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2»? Смогут ли данные МТК увеличить транзитный грузопоток?

От слов к делу
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил до 25 июля представить итоговую концепцию развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».

«Минвостокразвития, Минтрансу и МИД проработать возможность заключения межправительственного соглашения с Китайской Народной Республикой о развитии международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», – говорится в размещенном на сайте кабмина сообщении о решениях по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Реализация проектов международных транспортных коридоров позволит ежегодно увеличивать валовой региональный продукт Приморского края на 4–5%, их грузооборот к 2030 году может составить 45 млн т. Создание МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» оценивается в общей сложности в 300 млрд руб. постепенных вложений в инфраструктуру и развитие до 2020-го. «Наиболее готов сегодня коридор «Приморье-1» из провинции Хэйлунцзян в Находку. Там требуется инвестиций около 10 млрд руб. до 2020 года, для того чтобы он значительно увеличил свою пропускную способность», – комментировал ранее глава Минвостокразвития Александр Галушка.


Козлова.jpg   
             
По его словам, инвестиции в инфраструктуру прежде всего должны быть частными. Он полагает, что инвесторы, вкладываясь в проекты, смогут заработать 10–15% годовых. По мнению руководителя проектов по оценке направления «финансовый консалтинг» группы компаний SRG Татьяны Козловой, при реализации подобных проектов наиболее благоприятным результатом государственно-частного партнерства должно стать: со стороны государства – создание необходимых условий для реализации проекта, со стороны бизнеса – развитие логистических комплексов и управление бизнес-процессами.

Планируется, что транспортный коридор «Приморье-1» свяжет приграничный китайский город Суйфэньхэ, ст. Гродеково, Пограничный район Приморья и порты на востоке края. Согласно мнению отраслевых аналитиков, преимущества МТК «Приморье-1» – сокращение транзитного времени, оптимальная стоимость доставки, прямой морской линейный сервис в обход транзитных портов. По этому коридору грузы из китайской провинции могут следовать кратчайшим маршрутом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через российские порты на востоке Приморья. На целом ряде автодорог этого транспортного маршрута уже идут работы по модернизации и реконструкции за счет краевого и федерального бюджетов.

Отметим, что РЖД-Партнер писал о том, как по данному маршруту прошли первые контейнерные грузы.

Летом 2015 года в адрес ООО «Восточная стивидорная компания» по железнодорожному маршруту из Суйфэньхэ через пограничный пункт пропуска Гродеково было перевезено 126 TEU.

«Приморье-2» соединит порты юго-запада Приморья – Посьет, Зарубино и Славянка – с провинциями Китая, что позволит быстро доставлять грузы с северо-восточных территорий КНР в юго-восточные провинции Китая, а также страны АТР и в обратном направлении. Цель создания МТК «Приморье-2» – развитие морской, автодорожной и железнодорожной инфраструктуры для осуществления региональных и трансконтинентальных транзитных международных грузовых и пассажирских перевозок.

Экономически эффективное направление развития включает расширение инфраструктуры порта Зарубино (в условиях ПОЭЗ с созданием крупного транспортного узла с функциями порта-хаба), возобновление железнодорожного сообщения до границы с КНР (железнодорожный пограничный переход Махалино) и далее до Хуньчуня. В реализации этого проекта уже участвуют группа компаний «Сумма» и целый ряд китайских компаний. Например, подписано соглашение между приморской ГК «Транзит-ДВ» и китайской компанией по управлению государственными активами «Чжун Гун Синь» о том, что партнер из КНР станет инвестором международного транспортного коридора «Приморье-2».

На правительственном уровне отмечают, что МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» – еще один инструмент в линейке механизмов ускоренного развития ДФО. Более совершенная транспортная инфраструктура Приморья даст толчок развитию и внутрироссийских перевозок. Так, сегодня суда из Владивостока, Находки и других приморских портов доставляют грузы на Камчатку и Чукотку.
Риск оправдан?

«Приморье-1» и «Приморье-2» – самый короткий путь из АТР в Европу с минимальным количеством стран-участниц, а значит, и границ. Эти конкурентные преимущества, по мнению экспертов, и могут сделать проекты перспективными. Уже сейчас к транспортно-логистическому комплексу края проявляют интерес Япония и Республика Корея. Целый ряд стран АТР также готовы использовать потенциал Приморья.

«Темпы реализации проектов «Приморье-1» и «Приморье-2» слишком медленные. Что тормозит? На реализацию проектов требуются очень серьезные финансовые вложения – десятки и сотни миллиардов рублей. В нынешней финансовой ситуации бюджету сложно тянуть такие суммы. С момента кризиса стало понятно, что один из выходов – привлечь в проект частных инвесторов. За счет реализации этих проектов улучшатся условия трансконтинентальных транзитных международных грузоперевозок, а также появятся новые рабочие места и социальные объекты», – полагает руководитель отдела продаж группы «Транспореон» Руслан Воронцов.

По мнению старшего аналитика АО «Газпромбанк» Кирилла Никоды, реализация проектов «Приморье-1» и «Приморье-2» может столкнуться с глобальными рисками. Например, с замедлением роста мировой торговли и экономики Китая, которое, в свою очередь, может отразиться на объемах грузов, потенциально привлекаемых для перевозки по данным коридорам. Кроме того, спад экономики России, сокращение инвестиций в инфраструктуру и уменьшение объемов в строительном секторе не добавляют оптимизма. «Если год назад оценки по инвестициям в проект озвучивались в размере 200 млрд руб., теперь это уже 300 млрд руб., то есть рост в 1,5 раза», – комментирует он.

По словам эксперта, коридоры призваны привлечь контейнерные и продовольственные грузы (зерно). «Сейчас транзит через порты России составляет 45–50 млн т в год, значит, согласно проекту общероссийский транзит вырастет в 2 раза. Что касается контейнерных грузов, то 22 млн т можно примерно принять за 2,2 млн TEU – это 65% текущего контейнерооборота РФ. Такие показатели в текущих условиях выглядят амбициозно и требуют более тщательной предпроектной подготовки», – полагает К. Никода. Он отмечает: главное, чтобы не получилось так, что вся работа будет проведена, а необходимость в данном транзите исчезнет, например, из-за смены географии грузопотоков.

Помимо всего прочего, Д. Медведев поручил Минтрансу, Минвостокразвития, Минэнерго, ОАО «РЖД» и администрации Приморского края доработать в ближайшие месяцы план-график создания и модернизации инфраструктуры, которая необходима для развития международных транспортных коридоров. Однако создания одной лишь инфраструктуры, по мнению участников рынка, недостаточно. Эксперты напрямую связывают эффективность проектов с устранением административных барьеров, препятствующих свободному передвижению грузопотоков на пограничных постах. Кроме того, необходимо совершенствовать сервис и наращивать скорость доставки.

Источник: РЖД-Партнер, 07 июня 2016 г.


Вернуться в раздел