01.07.2014
Источник: БОСС

Главная тема: Путинская
реиндустриализация

20140730_4Главными темами Международного экономического форума (ПМЭФ) в Санкт-Петербурге в очередной раз стали инвестиции и модернизация. Президент России Владимир Путин предложил план инвестиционной и технологической революции из семи пунктов, который предполагает самое масштабное за последние пятьдесят лет технологическое перевооружение отечественных предприятий. Суть плана заключается в обеспечении российских компаний ресурсами для развития, а также в поддержке инновационных предприятий.

Еще раз про доступные кредиты Первое, что необходимо сделать, по задумке президента, это расширить доступ к дешевым инвестиционным ресурсам. Для этого будет активно внедряться механизм проектного финансирования, прежде всего в сфере промышленности.

«Он предполагает предоставление ресурсов на длительный срок, а также гибкие, необременительные для инвестора условия получения кредита. Причем конечная стоимость таких кредитов не должна превышать уровень инфляции плюс один процент», — сообщил Владимир Путин.

По его словам, правительство и Центральный банк уже знают и работают над этим. Все правовые акты, необходимые для запуска механизмов проектного финансирования, нужно принять до конца текущего года, сказал президент.

В дополнение к этом пункту идет также четвертый пункт плана Путина: существенное упрощение процедуры отбора инвестиционных проектов и порядка предоставления государственных гарантий, сокращение срока принятия решений по таким вопросам.

По мнению аналитика ИК БКC Дениса Мухина, инвестиционные ресурсы и необременительные кредиты будут стоить больших денег. «Для этого могут быть использованы средства резервных фондов, поскольку сами банки вряд ли согласятся просто так выдавать льготные кредиты даже самым важным промышленным предприятиям, тем более по низкой процентной ставке в районе 7% годовых (прогнозный уровень инфляции составляет около 6%), — отмечает эксперт. — Кроме того, деньги будет сложно довести до большинства нуждающихся предприятий. Как и в случае с кризисом 2008–2009 годов, средства, скорее всего, осядут в крупных компаниях, аффилированных с государством, и не пойдут дальше».

Второе предложение президента — создание комфортных условий для открытия новых предприятий, для тех, кто строится с нуля на новых площадках. Для так называемых гринфилдов (инвестиционные проекты, предполагающие строительство заводов на свободных площадках с нуля) предоставят налоговые льготы в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных вложений.

20140730_5«Арифметика здесь предельно понятна и проста: выпадающих доходов бюджета в данном случае нет, поскольку и предприятий пока еще не существует, но, когда они встанут на ноги, заработают, тогда и расширится налоговая база, появятся новые рабочие места», — подчеркнул глава государства.

Как отмечают экономисты, эта мера сама по себе позитивна, однако одного снижения налогов недостаточно. «Без доступных кредитов и при наличии большого количества бюрократических и коррупционных препятствий снижать налоги будет просто некому: никто не станет создавать новые предприятия при таком большом объеме рисков», — предупреждает независимый аналитик Александр Дмитриев.

Третий пункт в плане Путина: увеличение капитализации системно значимых российских банковских финансовых организаций, в том числе путем конвертации субординированных кредитов в привилегированные акции, что позволит банкам расширить возможности по кредитованию экономики и удешевит кредиты.

По мнению Дмитриева, российские госбанки, такие как Сбербанк, ВТБ и Рос сельхоз банк, и без того обладают существенной капитализацией и возможностями для финансирования экономики, однако пока ничто не может заставить их пускать эти деньги на кредитование предприятий, тем более тех, которые находятся в уязвимом положении или только начинают налаживать производство. «Поэтому увеличение капитализации, скорее, будет способствовать повышению финансовой устойчивости этих организаций, улучшению их кредитных рейтингов и улучшению условий для «традиционных» заемщиков госбанков, то есть крупных компаний, которые и так не испытывают больших проблем с капитальными ресурсами», — считает экономист.

Импортозамещение

Пятый пункт: импортозамещение. Влади мир Путин заявил, что «за счет модернизации промышленности, строительства новых предприятий, локализации конкурентного производства в России мы сможем — особо подчеркну, не нарушая норм международной торговли, не вводя каких-либо ограничений и барьеров, — существенно сократить импорт по многим позициям, вернуть собственный рынок национальным производителям».

Президент уточнил, что речь идет в том числе о производителях программного обеспечения, радиоэлектронного, энергетического оборудования, о текстильной промышленности и рынке продовольствия.

«Считаю необходимым в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве и уже к осени определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд будут закупаться исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств — членов Таможенного союза. Когда я говорю «у российских производителей», то я имею, конечно, в виду и предприятия с иностранным участием либо со стопроцентным иностранным капиталом, но работающие на нашей территории и подчиняющиеся российскому законодательству», — пояснил Путин.

По его словам, будет разработан целый пакет мер по поддержке отечественных предприятий, способных производить такую конкурентную продукцию, в том числе планируется создание специального фонда развития отечественной промышленности.

20140730_6Министр финансов Антон Силуанов уточнил, что объем фонда поддержки промышленности только на первом этапе составит около 30 млрд рублей, впоследствии он будет увеличиваться. Предполагается, что фонд станет субсидировать процентные ставки по отраслям или предоставлять средства на возвратной основе под пониженный процент. Идея создания фонда прописана в проекте «О промышленной политике России».

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что ставка по кредитам от этого фонда может составлять даже не 7% годовых, а 5%, что является запредельно низкой суммой для российской экономики.

Вице-премьер Аркадий Дворкович назвал импортозамещение классическим инструментом экономики, который в разное время использовали разные страны. Он привел пример автомобильного кластера, с которого все началось — сначала открылось «отверточное» производство американских, европейских и японских автопредприятий, потом были заключены соглашения об увеличении локализации производства — вначале до 10%, потом до 30% и, наконец, до 50%.

20140730_7Среди отраслей, где планируется в первую очередь заняться импортозамещением в будущем, важнейшее место занимает сельское хозяйство. Президент поручил проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве. Уже к осени правительство определит, какие товары для государственных и муниципальных нужд будут закупаться исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств — членов Таможенного союза.

Сейчас Россия импортирует молоко и курицу, а в ближайшее время намерена покрыть более 90% внутреннего рынка и начать экспорт. Затем придет время сельхозоборудования и химической продукции.

Впрочем, эксперты в сфере сельского хозяйства отмечают, что шаги по импортозамещению молочной продукции не предпринимаются, и ситуация в этой сфере только ухудшается. Как заявляет председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, потребность в импортном молоке растет. Если в 2012 году мы завозили около 9 млн тонн молока, то сегодня уже 11 млн тонн. Половину этого объема закрывает Белоруссия, другую — дальнее зарубежье.

«На рынке создается нездоровая ситуация, зажимают отечественных поставщиков, — отмечает Даниленко. — Кроме того, давит ВТО: в странах — участницах этой организации (как и в Белоруссии) уровень господдержки фермеров существенно выше, чем в России. Из-за этого себестоимость нашего молока выше, чем у конкурентов».

Специалисты Общероссийского народного фронта ранее подсчитали, что замещение импортных компонентов и материалов отечественными образцами может давать России в ближайшие 8 лет экономический рост на 5–7% ежегодно. Однако реально ли даже частичное импортозамещение ряда товаров, пока неизвестно.

Экология и инфраструктура

Шестой пункт, названный президентом, имеет не только экономическое, но и гуманитарное значение. Будет разработан механизм поддержки предприятий, которые внедряют наилучшие доступные технологии, экологически чистые и безопасные.

«При этом считаю необходимым обеспечить в России локализацию производства оборудования, соответствующего принципам наилучших доступных технологий, и прошу правительство представить свои предложения в ближайшее время», — добавил президент.

Седьмое: нужно устранить использование устаревшего оборудования и так называемых грязных технологий. По мнению Путина, надо сделать так, чтобы это было экономически нецелесообразно и невыгодно.

20140730_8«В 2015 году будет проведена переоценка всех производственных фондов, а в 2015–2016 годах — специальная оценка рабочих мест предприятий промышленности, транспорта и связи. Это необходимо сделать, для того чтобы выявить производства, где используют архаичное оборудование, что называется, с просроченным сроком годности, рабочие места с вредными и небезопасными условиями труда, источники экологической опасности и экологического неблагополучия. При этом на такие устаревшие производственные фонды (это непростая мера, не очень приятная, но все-таки вынужденная) будет повышена налоговая нагрузка», — рассказал президент.

Экономисты предупредили, что, вводя такую меру, главное не переусердствовать, ведь у многих предприятий просто нет возможности для внедрения нового оборудования, а иногда и нет в этом большой потребности. В таком случае повышение налогов может подкосить вполне здоровое предприятие.

Путин пообещал одновременно ускорить внедрение современных экологических стандартов, которые будут носить характер норм прямого действия и призваны стимулировать предприятия внедрять современные экологичные технологии.

Президент подчеркнул, что все меры, направленные на технологическое перевооружение экономики, должны быть полностью обеспечены финансированием. «Прошу правительство при формировании проекта федерального бюджета на 2015-й и плановый период 2016–2017 годов предусмотреть необходимые ресурсы. Сделать это нужно заранее, сейчас уже надо заниматься, имея в виду, что работа над бюджетом идет».

Кроме того, по словам Владимира Путина, важнейшим приоритетом остается инфраструктура, снятие инфраструктурных ограничений для регионов и целых отраслей: «Как вы помните, на прошлом форуме мы объявили о принципиальном решении инвестировать часть средств Фонда национального благосостояния в инфраструктурные проекты с привлечением частных инвестиций и ресурсов».

Многие экономисты опасаются, что на все эти инициативы у государства не хватит возможностей.

Как известно, правительство утвердило изменения к правилам вложений средств ФНБ, согласно которым до 40% средств ФНБ по состоянию на начало 2014 года могут вкладываться в инфраструктурные проекты и еще 10% — в проекты Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).

20140730_9Как отмечает директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ Сергей Алексашенко, львиная доля ФНБ (около 85%) будет расписана по получателям в ближайшие месяцы. Еще немного — и о ФНБ можно забыть, поскольку банки не вернут средства, выделенные им из ФНБ.

«В долг, как известно, берешь чужие и на время, а отдавать приходится свои и навсегда. Посмотрите, что происходит с теми депозитами за счет средств ФНБ, которые были размещены в ВЭБе в кризис 2008–2009 годов. Как только срок погашения приблизился, тот же самый ВЭБ заявил, что ему срочно нужна докапитализация (то есть вложение государственных средств в капитал), и лучшего способа, чем конвертировать депозиты ФНБ, придумать невозможно. По тому же самому пути пошли и банки, получившие в кризис так называемые субординированные кредиты от ВЭБа, то есть закричали: нам тоже деньги нужны, и давайте депозиты ФНБ переведем в привилегированные акции. Одним словом, все что угодно, только бы не возвращать взятое взаймы!» — подчеркивает экономист.

Таким образом, можно в очередной раз констатировать, что общий вектор действий власть обозначила правильно, однако вопрос в том, как станет осуществляться воплощение этого плана инвестиционной и технологической революции.

Опыт последних лет показывает, что, несмотря на правильные слова, сдвинуть ситуацию с мертвой точки и обеспечить экономику необходимым объемом ресурсов не удается. А без этого экономическое развитие невозможно, и рост ВВП будет стремиться к нулю даже при высоких ценах на энергоресурсы.


Спиридонов
МНЕНИЯ БОССОВ

Федор СПИРИДОНОВ, Управляющий партнер Группы компаний SRG:

Увеличение капитализации системно значимых банков, безусловно, является положительным аспектом, так как крупные банки, как правило, способны эффективно содействовать экономическому росту страны в целом и укреплять позиции России в мировом сообществе. Развитая эффективная банковская система внутри страны — один из основополагающих факторов устойчивого экономического роста России.

Что касается меры, связанной с поддержкой инвестиционных проектов, то современная экономическая ситуация в России довольно неблагоприятна для осуществления активного инвестирования. И в первую очередь это связано со сложной и долгой процедурой отбора инвестиционных проектов. Уже до принятия решения инвестиционный проект зачастую становится неактуальным и непривлекательным. Поэтому упрощение процедуры отбора таких проектов и порядка предоставления государственных гарантий должно положительно повлиять на инвестиционную деятельность в нашей стране. Однако здесь не стоит забывать об адекватной оценке перспектив инвестиционных проектов и серьезно подходить к их отбору, чтобы не поддержать заведомо провальные проекты.

Импортозамещение, безусловно, положительно влияет на экономику государства. Во-первых, оно дает экономическую независимость от других стран на мировой арене. Во-вторых, это прибыльно для государства. Вся прибыль, получаемая с продажи товаров, производимых внутри страны, так и остается внутри страны. На сегодняшний день в России снижается доля импорта. Как правило, экономика любой страны устроена таким образом, что в условиях данного явления и при отсутствии импортозамещения начинается дефицит. Но России в ближайшее время это едва ли грозит, потому что у нас доля импорта падает не такими уж огромными темпами, чтобы не успеть внедрить в экономику страны грамотную политику импортозамещения. Также стоит обратить внимание на тот факт, что, ведя политику импортозамещения, неизбежно строительство новых предприятий и развитие производственной сферы в стране, что не может не вызывать положительную динамику.


Источник: БОСС


<-- Назад

Вернуться в раздел