Главная тема: Архитектура должна вернуться в города

01.07.2015

Источник: БОСС

Архитектура должна вернуться в города

20150709_01Строительный процесс в крупных российских городах идет стремительными темпами, несмотря на кризис и нехватку инвестиций. Вместе с тем стандарты безопасности, качество построек и их эстетическая составляющая отодвигаются на второй план, поскольку на первый план давно вышли скорость и экономия. Эксперты считают, что современные города нуждаются в качественном изменении подхода к строительству. Для повышения качества жизни в мегаполисах необходима грамотная архитектурная политика, а сами архитекторы должны играть ведущую роль в формировании градостроительной политики.

Архитектура с человеческим лицом

Как отмечает заслуженный архитектор России Александр Кудрявцев, в середине минувшего века зодческая мысль была ориентирована на потребление, преобразование природных ресурсов. В настоящее время все четче понимание, что архитектура и строительство должны стремиться к гармоничному слиянию с живым дыханием планеты. Не сражаться с законами природы, а научиться жить в согласии с ними.

Такого же мнения придерживается глава компании Ante Consulting Антон Шип нягов: «Социальные объекты должны быть прежде всего человеческими. С человеческим лицом и для человека».

«Датский архитектор Дорте Мандруп-Поульсен недавно демонстрировала на лекции в Москве, как в Скандинавских странах проектируют школы, детские сады, площадки. При весьма экономных решениях это очень креативно, — рассказывает бизнесмен. — На лекции архитектора присутствовал и свои слова поддержки высказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Видно, что внутренне он согласен с этой креативностью, нацелен на нее и всячески старается делать все, что возможно, чтобы приблизить нашу архитектуру к передовому мировому опыту».

Роль архитектора здесь, как сказали бы в советские годы, «сложно переоценить», подчеркивает Антон Шипнягов: «Ар хи тектурная политика — это вообще одно из основных направлений в работе муниципалитетов и городов федерального значения. От красоты и притягательности архитектуры выигрывают и остальные сферы городской жизни. Приведу в пример Невьянский район Свердловской области, который с удовольствием посещает множество туристов благодаря необычной архитектуре. Это и инвестиции, и рабочие места, и почитание истории. Заметьте, что архитектура — одна из самых демократичных сфер, в которой муниципалитет может проявить себя почти без влияния извне. Качество жизни зависит в том числе и от желания людей жить и смотреть на то, что их окружает».

По мнению вице-президента компании СИК «Девелопмент-Юг» Михаила Попенко, сегодня подходы к созданию социальных объектов меняются, городская среда постепенно перестает выступать инкубатором для «коробок». Школы, детские сады, поликлиники, спортивные центры все чаще проектируются с учетом современных стандартов: появляются яркие фасадные решения, открытые зонированные прилегающие площадки. Все большее внимание уделяется цветовому оформлению, выбору отделочных стройматериалов. Практикуется обширное остекление, декоративное озеленение крыш или фасадов. Это важно не просто «для красоты» (хотя и городскую эстетику нельзя игнорировать). Интересные архитектурные ансамбли в любом городе становятся своего рода центрами притяжения. Вокруг них развивается активная социальная деятельность, что всегда хорошо, в том числе для бизнеса, подчеркивает эксперт.

«Правда, качество городской среды в России традиционно стараются не увязывать с архитектурой, предпочитая такие понятия, как «инфраструктура» и «количество социальных объектов». Причем и с тем, и с другим обычно не все гладко. Однако если проблему архитектуры не проговаривать, это не будет значить, что ее нет. А ведь за десятилетия типовой застройки многие российские города потеряли какой бы то ни было архитектурный облик, — говорит Михаил Попенко. — И сейчас, когда мы приходим к комплексному освоению территорий, созданию гармоничных проектов, роль архитекторов становится все более значимой: и горожане, и муниципальные власти уже понимают, как важно строить функциональные, энерго эффективные, красивые здания. Чтобы они формировали комфортную микросреду. И чем более продуманную архитектурную политику реализует администрация города, тем больше позитивных изменений происходит как в жизни горожан, так и в экономике муниципалитета».

Генплан против каменных джунглей

Александр Кудрявцев убежден, что имеет смысл ориентироваться на советский опыт: мощный интеллектуальный прорыв отечественных зодчих в первые десятилетия минувшего века не просто способствовал рождению новых архитектурных стилей, новой авангардной эстетики, но и оказал решающее влияние на мышление и мировоззрение предвоенного поколения архитекторов в целом.

Именно тогда были заложены принципы регулирования городской застройки с помощью Генерального плана развития города. За минувшие десятилетия столица получила несколько таких документов. Уже сейчас можно сказать, что нынешний Генплан развития Москвы до 2020 года способен послужить ценным руководством при подготовке собственных генпланов в других крупных городах страны. Недаром на его основе был принят Закон о городе Москве, регламентирующий градостроительную, природоохранную, социальную сферы деятельности в нашем мегаполисе. В других регионах таких законов пока нет.

20150709_02При этом верно и то, что начало массового индустриального типового домостроения, сочетавшееся с кампанией борьбы с «архитектурными излишествами», породило целый ряд факторов, последствия которых будут ощущаться, возможно, еще не одно десятилетие. Архитектура —искусство создавать гармоничную, гуманную среду обитания — была отстранена от участия в этой жилищной «революции». В результате типовые коробки с типовыми технологическими характеристиками возводились без всякого учета климатических, ландшафтных, национальных особенностей: пятиэтажки 60-70-х годов гденибудь в Мурманске почти не отличаются от домов-близнецов, построенных в Сочи.

В настоящее время встает вопрос о сносе этих зданий, однако здесь требуется взвешенный подход. Существуют достаточно крепкие «хрущевки», разрушать которые нет необходимости. После реконструкции они смогут послужить тем, кто не может купить квартиру улучшенной планировки.

Кроме того, вокруг этих «черемушек» уже давно поднялись целые рощи деревьев, сложилась инфраструктура, так что они посвоему удобны и живописны. Главная беда таких кварталов — плохие коммуникации.

«В последние годы Москва и ближайшее Подмосковье застраивается более современными домами, которые в архитектурном смысле отличаются от «хрущевок» в лучшую сторону. Эти здания радуют глаз своей формой, грандиозным масштабом, приятными цветами, метраж квартир и высота потолков намного превосходят советские стандарты, — отмечает архитектор Анна Григорук. — Но проблема современного подхода в том, что спальные районы, такие как Южное Бутово, строятся с одним расчетом: заселение максимального количества жильцов, при этом с архитектурной точки зрения район представляет собой «каменные джунгли» с узкими улицами и отсутствием зеленых насаждений. Взгляд местного жителя всегда упирается в близстоящие здания, ему не хватает простора».

Не секрет, что спальные районы Москвы, Санкт-Петербурга и даже менее крупных городов заставлены автомобилями. Эту проблему также можно было бы решить за счет комплексного подхода с привлечением грамотных архитекторов. Одним из выходов могло бы стать строительство многоэтажных парковок.

При этом необходим разумный подход к строительству высоких зданий. Высотные бизнес-центры нужны городу, так как они обладают требуемым технологическим наполнением, обеспечивают комфортную работу и централизацию бизнес-среды. Однако нельзя строить их повсеместно, ломая окружающую визуальную среду, как это сделано в случае с деловым центром «Москва-сити».

Безопасность, экономичность и экологичность

По мнению экспертов, в основе современной архитектуры и строительства должны лежать три базовых принципа: безопасность, энергосбережение и экологичность. Искусство архитектуры должно быть в первую очередь рациональным, считает заслуженный архитектор России, бывший главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев. Разумеется, это отнюдь не отменяет одного из основных постулатов зодчества — красоты. Юрий Митюрев указал на особую важность организации прямого диалога между архитекторами, проектировщиками, строителями и представителями власти в рамках градостроительного процесса.

20150709_03«Современные социальные объекты должны быть предельно функциональными, выполненными с применением современных технологий, отделочных материалов и оборудования, — говорит директор по маркетингу компании Mirland Development Елена Валуева. — Городская среда должна соответствовать ритму и образу жизни горожанина, быть максимально дружелюбной и комфортной, учитывать потребности различных слоев населения. Безусловно, одна из ведущих ролей здесь принадлежит архитектору, ведь нужно не только спроектировать объект и вписать его в окружающую застройку, но и создать эту самую среду, спланировать территорию наилучшим образом».

Инновации и «зеленое» строительство

Широкие перспективы перед современными архитекторами и строителями открывают новейшие разработки в области материалов и технологий. Эксперты убеждены, что нельзя пренебрегать этими инновациями и пытаться делать все, «как привыкли».

Например, существует четкое убеждение, что импортные утеплители превосходят российские по всем параметрам. Одна из питерских компаний, выбирая строительные материалы, выяснила, что некоторые утеплители отечественного производства не просто тоньше импортных, но и эффективнее в тридцать раз.

Современные технологии позволяют повысить не только качество, но и экологичность построек. В начале 2010-х годов в нашей стране появился собственный национальный «Зеленый стандарт» — система, которая давно получила признание за рубежом.

«Зеленое» строительство в России постепенно становится стимулом развития инновационных технологий, бизнеса и экономики в целом. Оно способно выступить ключевым фактором улучшения состояния окружающей среды в нашей стране и, как следствие, качества жизни каждого человека. «Зеленые стандарты» призваны регламентировать жизнеустойчивый подход в строительстве и оценить степень соответствия зданий исходным принципам.

Разработка и внедрение стандартов «зеленого» строительства стимулирует развитие инновационных технологий, улучшает состояние окружающей среды. Стандарты — инструмент разумной экономики, ключ к зарубежным инвестициям и признанию на мировом уровне. «Зеленые стандарты» представляют собой систему добровольной сертификации объектов недвижимости.

Основная цель внедрения «зеленых стандартов» — стимулирование производителей и строителей к использованию экологически чистых материалов и внедрению технологий, которые уменьшают негативное воздействие на окружающую среду, снижают потребление энергоресурсов и воды и в целом формируют оптимальные условия безопасной эксплуатации объектов строительства.

20150709_04

На таких объектах энергопотребление снижается в среднем на 25%, а водопользование — на 30%. Применение «зеленых стандартов» в строительстве существенно повышает конкурентоспособность любого современного проекта. Налицо и обратная связь: производители инновационных материалов, держа руку на пульсе времени, стремясь к экологичности и энергоэффективности, «пробивают дорогу» широкому внедрению «зеленых стандартов». Вопрос в том, насколько здания и сооружения станут энергоэффективнее и безопаснее с применением новых технологий и материалов, вызовет ли это удорожание или удешевление квадратного метра. В любом случае уже сегодня эксперты констатируют: конечный потребитель готов платить за гарантированную безопасность и экологичность.


Абдуллин

МНЕНИЯ БОССОВ

Марат АБДУЛЛИН, Руководитель Аналитического центра SRG:

В последнее время трендом градостроительной политики является «удобство для жизни», в который можно включить четыре основных направления развития.

Первое — жилищное строительство. Развитие сегмента жилья комфорт-класса: современный покупатель в своем выборе склоняется к нестандартным объектам, домам с яркими фасадами и современным планировочным решением.

Второе — развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. В совокупности со строительством дорог и эстакад, которое ведется в активном режиме, требуется внедрение современных интеллектуальных систем управления транспортным потоком.

20150709_05Лучшим способом борьбы с перегрузкой дорожной сети является развитие городского общественного транспорта, открытие новых станций метрополитена, выделенные полосы для общественного транспорта, которые способны значительно сократить время в пути от одного пункта назначения до другого.

Третье — объекты социальной инфраструктуры. Европейский опыт по децентрализации крупных городов, при котором в шаговой доступности возводятся все необходимые для комфортной жизни объекты социальной инфраструктуры: школы, детские сады, торговые и спортивные центры, — способен значительно повысить качество жизни населения. Разработка типовых проектов по комплексному размещению объектов социальной инфраструктуры в условиях плотной городской застройки, появление многофункциональных центров, где под одной крышей располагаются офисные, торговые, спортивные и развлекательные объекты.

И четвертое. Развитие сферы отдыха требует вовлечения молодых и прогрессивных специалистов в строительство новых и реорганизацию существующих парков, скверов и мест отдыха горожан. Тренд последнего времени — организованные пешеходные зоны со скамейками, зарядкой для телефона и бесплатным wi-fi, велосипедные дорожки, пункты проката спортивного инвентаря, тематические парки для детей и взрослых, уличный вендинг и многое другое.


Источник: БОСС


<-- Назад

Поделиться:
Вернуться в раздел
Подписаться на новости