Наши респонденты отвечали на следующие вопросы:
1. Как поменялась политика вашей компании по отношению к рентабельности проектов в условиях кризиса?
2. Много ли проектов вы приняли решение законсервировать и по каким причинам?
3. Каковы должны быть перспективы рентабельности проекта, чтобы ваша компания начала его реализацию?
4. Какие типичные ошибки совершают компании, начиная/консервируя проекты в нынешних условиях?
Владимир ОЛЕЙНИКОВ, Партнер Группы компаний SRG, Руководитель направления «Финансовый консалтинг»:
1. Мы оказываем консалтинговые услуги. Стоимость наших услуг в первую очередь зависит от величины оплаты труда экспертов. Хорошие консультанты стоят дорого и всегда востребованы рынком. Я бы не сказал, что у нас как-то поменялась политика компании по отношению к рентабельности проектов. Изменился состав предлагаемых продуктов, который сейчас пользуется большим спросом, — оспаривание кадастровой стоимости, оценка проблемных активов, помощь в привлечении финансирования и т.д.
2. Существуют консалтинговые продукты, которые предприятия в текущих условиях предполагают выполнять силами своих сотрудников. Это, например, составление технико-экономических обоснований небольших проектов. Однако чаще всего в штате компаний не хватает сотрудников, способных квалифицированно решить такую задачу. И даже для небольших проектов ощутимо затягиваются сроки реализации в связи с отсутствием опыта у штатных сотрудников по их эффективному обоснованию.
3. Конечно, все зависит от стоимости проекта, но в среднем величина рентабельности должна составлять не менее 20–30%.
Источник: БОСС