Андрей Аксаков Руководитель направления «Специальная оценка условий труда» Группы компаний SRG |
Заявления и жалобы сотрудников подаются в Государственные инспекции труда довольно часто. И, к сожалению, их количество растет из года в год.
На графике приведены сведения об их количестве, где на наглядном примере можно четко увидеть, как их число с каждым годом возрастает.
Среди поступивших в ГИТ обращений регулярно встречаются самые разнообразные жалобы, начиная от жалоб за незаконное увольнение или незаконный перевод, заканчивая жалобами, связанными с вопросами оплаты труда. Проанализировав поступившие жалобы, можно сделать вывод о наиболее распространенных поводах для них:
- нарушения трудового законодательства по вопросам оплаты труда;
- нарушения трудового законодательства по вопросам оформления и расторжения трудовых договоров;
- нарушения трудового законодательства в сфере режима труда и отдыха;
- с отсутствием в организациях локальных нормативных актов, регулирующих распорядок рабочего времени и времени отдыха (правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, графики отпусков);
- с предоставлением сотрудникам отпусков меньших по продолжительности, нежели это предусмотрено ТК РФ;
- по непредоставлению сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, ежегодных оплачиваемых отпусков и дополнительных оплачиваемых отпусков и другие.
Помимо этого, наиболее распространенными являются жалобы, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций сотрудникам, которые предоставляются в случаях, указанных в статье 165 Трудового Кодекса РФ. Так, например, к ним относятся гарантии при приеме на работу или переводе на другую работу, гарантии оплаты труда и другие.
Жалобы, поданные в связи с нарушениями дисциплины труда и трудового распорядка, также входят в ТОП-5 обращений в Государственную инспекцию труда. Нарушения дисциплины труда и трудового распорядка – это нарушения режимов рабочего времени и отдыха, а также методы обеспечения трудовой дисциплины, которые противоречат законодательству.
Теперь поговорим подробнее о типовых нарушениях законодательства по специальной оценке условий труда (бывшей аттестации рабочих мест). Основными такими нарушениями являются:
- неправомерное снижение класса условий труда на рабочем месте;
- ошибки при определении объема льгот и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных факторах.
Неправомерное снижение класса условий труда, как правило, вытекает из следующих факторов: нарушение методики проведения замеров (например при замерах прибор, с помощью которого проводятся исследования вредного и/или опасного производственного фактора находится ближе/дальше от источника света, шума и т.д., чем положено по методике), использование не поверенных или вышедших из строя приборов, а также нарушение порядка исследования взятых проб в испытательных лабораториях.
Можно констатировать, что в связи с принятием нового № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» усилились некоторые риски для работодателя в области качества выполнения работ.
Во-первых, это низкий уровень квалификации специалистов по охране труда в организациях, а также квалификации и технической оснащенности подавляющего большинства аттестующих организаций.
Во-вторых, высокий финансовый интерес компаний в снижении класса вредности, присужденного рабочему месту.
В-третьих, большой объем изменения в законодательстве по охране труда.
Все это ведет к некоторым негативным последствиям:
- изменение объема льгот и компенсаций, полагающихся сотрудникам, вследствие неправомерного снижения класса вредности рабочих мест;
- росту социальной напряженности сотрудников крупных предприятий и увеличение количества обращений и жалоб сотрудников в органы надзора;
- высокой загруженности Государственной инспекции труда;
- увеличению финансовых и репутационных рисков крупных работодателей.
Вышеперечисленные риски, конечно же, можно и нужно снижать. Для этого необходимо принимать соответствующие меры. По моему мнению, избежать рисков помогут:
- внедрение на предприятиях программ повышения квалификации для сотрудников, ответственных за охрану труда;
- организация активной работы по информированию сотрудников предприятий о влиянии вредных и опасных производственных факторов на здоровье, мерах профилактики;
- проведение подготовительной работы, направленной на улучшение условий труда, еще до проведения специальной оценки условий труда;
- повышение требований к выбору аттестующей организации и подходить к нему более критично.