01.04.2016
Источник: эж-ЮРИСТ, № 15

Расцвет штрафных санкций


Чистова.jpg        

Чистова Ксения,
ведущий юрист
направления
«Юридическая практика»
 Группы компаний SRG


В декабре 2015 года депутатами В. Васильевым, В. Плигиным, С. Поповым, Д. Вяткиным, В. Поневежским в Государственную Думу был внесен проект кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С первых дней своего появления проект КоАП вызывает ожесточенные споры и дискуссии. Авторы проекта утверждают, что новая редакция существующие штрафы и наказания не повышает и не ужесточает, однако эта позицией многие не согласны. 

Бизнес против

С января по март 2016 года в Комитете ГД по конституционному законодательству и государственному строительству проходили заседания рабочей группы по редакции нового кодекса об административных правонарушениях, по итогам которых в законопроект были внесены некоторые изменения. 

С самого начала появления законопроекта обсуждался вопрос его «карательной» направленности. Наиболее рьяными противниками принятия нового кодекса выступают представители бизнеса, и это не удивительно, существенное количество нововведений направлено прежде всего на них.

Бизнес спорил и противился многим формулировкам, включению отдельных статей в целом. Представители даже написали в Государственную Думу письмо за подписью президента «Опоры России» А. Калинина и главы РСПП А. Шохина, в котором крайне негативно отозвались о редакции нового проекта КоАП и обратились к авторам проекта с просьбой не принимать его. 

Однако остались, судя по всему, неуслышанными.

По категориям 

Согласно внесенному на рассмотрение законопроекту все административные нарушения будут поделены на три категории: грубые, значительные и менее значительные в зависимости от вида и размера наказания.

Это, по мнению авторов законопроекта, позволит выделить менее значимые правонарушения и определить для них менее существенные наказания.

Но представители правительственной комиссии в процессе обсуждения высказали мнение о том, что на практике категорию некоторых административных правонарушений будет невозможно определить, что создаст дополнительные сложности правоприменения.

Представителей МВД насторожило совсем другое. Они высказали опасение, что в процессе применения каждое правонарушение будут стараться перевести в наиболее «весомую» категорию, чтобы ужесточить наказание. 

Оптимальный возраст

Проект КоАП предусматривает административную ответственность для лиц с 14 лет за такие преступления, как, например, побои или мелкое хищение. Ранее административная ответственность наступала с 16 лет. 

По мнению представителя МВД, в настоящий момент установлен оптимальный возраст, при достижении которого становится возможным применение мер административной ответственности (16 лет). Тем не менее сложно не согласиться, опираясь на размещенную в широком доступе статистику, что каждый год совершается огромное количество административных правонарушений лицами, не достигшими возраста 16 лет, и цифра эта только растет. 

В настоящий момент за правонарушения таких лиц несут ответственность их родители, но согласно ст. 5.2 проекта нового кодекса одним из обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является наличие у женщины-правонарушителя или одинокого мужчины-правонарушителя ребенка в возрасте до 14 лет. Следовательно, эта норма даст возможность родителям, отвечающим не за свое правонарушение, а правонарушение своего ребенка, избежать ответственности. 

После долгих дискуссий было принято решение дополнить указанные статьи фразой «кроме случаев, когда ребенок является правонарушителем».

Ликвидация юрлиц 

В кодексе появится новая санкция для юридических лиц – ликвидация. Этот вид наказания нашел отражение в трех нормах проекта КоАП и будет применяться к юридическому лицу за такие деяния, как:
– незаконная организация, проведение азартных игр;
– легализация, отмывание доходов, полученных преступным путем;
– создание условий для торговли детьми или эксплуатации детей; 
– оказание финансовой поддержки терроризму;
– повторное изготовление, приобретение, публичная демонстрация порнографических изображений.

Авторы законопроекта получили большое количество критики за введение в КоАП такого наказания, как ликвидация.

Для административного правонарушения это очень жесткое наказание, и оно должно применяться в исключительных случаях. Суд должен убедиться, что по-другому повлиять на нарушителя никоим образом нельзя.

Штрафы для ИП

Не обошли вниманием и индивидуальных предпринимателей. Ранее они не обозначались в качестве отдельных субъектов административных правонарушений. В проекте нового КоАП это предусмотрено.

К ответственности теперь будут привлекаться и лица, совершившие правонарушения, в процессе ведения предпринимательской деятельности, но не имеющие при этом регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

По мнению авторов законопроекта, эта мера обеспечит более единообразное применение права.

Штрафы для индивидуальных предпринимателей предлагается ввести в следующем размере: 
– за грубые административные правонарушения – от 100 тыс. до 400 тыс. руб.;
– значительные – от 25 тыс. до 100 тыс. руб.;
– менее значительные – от 2 тыс. до 25 тыс. руб., что существенно превышает размер штрафа за аналогичные правонарушения для физических лиц, но и отличается в сторону уменьшения от штрафов для юридических лиц. 

Для юридических лиц максимальный размер штрафа – 60 млн руб. За грубые правонарушения – от 5 млн до 60 млн руб., за значительные – от 1 млн до 5 млн руб., за менее значительные – от 10 тыс. до 1 млн руб. 

Обжалование и извещение

Существенно изменяется процесс обжалования постановления органа должностного лица. Теперь такое постановление не может быть обжаловано в суде, минуя вышестоящую инстанцию, что позволит существенно разгрузить суды. При этом обжалуемое решение после принятия постановления вышестоящего органа автоматически не будет вступать в законную силу.

Вероятнее всего, применительно к действительности нашей страны данная мера будет способствовать увеличению коррупции в этом направлении, обширному злоупотреблению должностными лицами своими функциями и полномочиями.

Представитель Генеральной прокуратуры РФ Ю. Малышева полагает, что в новой редакции КоАП должно быть указание на то, что «после того, как решение по жалобе или протесту принимается вышестоящим должностным лицом или органом, а дальше суды смогут рассматривать только вступившие в силу положения».

Новые правила предлагаются и для извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. Согласно п. 11 ст. 39 проекта КоАП лицо считается должным образом извещенным, даже если в момент доставки извещения гражданин не был обнаружен. В такую редакцию этой нормы предложила внести коррективы опять же Ю. Малышева, предположив, что доставлять судебное извещение будет более корректным и правильным, исходя из положений приказа ФГУП «Почта России» № 343. Согласно данному документу доставка извещения возможна несколькими способами, прописанными в Арбитражно-процессуальном кодексе, но почтой обязательно должен быть соблюден порядок доставки судебной корреспонденции.

По мнению автора, внесенная корректировка позволит снизить риски ненадлежащего поведения как со стороны доставляющего судебное извещение, так и со стороны его получающего.

Правила изменяются

Изменяются и правила применения наказаний.

Там, где в настоящий момент к правонарушителю может быть применено два вида наказаний, согласно законопроекту кодекса будет возможно применение трех видов. Минимальный размер штрафа предлагается увеличить в пять раз.

Однако появилась и не присутствующая ранее возможность освобождения от ответственности.

По мнению разработчиков законопроекта, создается правовой механизм, с помощью которого возможно избежать ситуации, когда исполнение наказания (оплата штрафа) приводит к прекращению деятельности социально значимых организаций, с учетом того что совершенным деянием причинен меньший вред, чем тот, который может наступить в случае прекращения деятельности юридического лица.

Но понятие «социально значимая организация» не уточняется. 

эж-ЮРИСТ, № 15 от апреля 2016 г.

Вернуться в раздел