01.06.2015
Источник: эж-ЮРИСТ

Причина неисполнимости – социальные проблемы

Алексей Самойлов

Заместитель генерального директора
Направление «Юридическая практика»

Необходимо помнить, что судебная процедура завершается не оглашением постановления, решения или приговора, а их исполнением.

Половину обращений россиян в Европейский суд составляют жалобы на неисполнение решений национальных судов. Европейский суд принял пилотные постановления на эту тему. Помимо удовлетворения очередной жалобы по конкретному делу ЕСПЧ указывает России, что в стране существует системная проблема неисполнения решений, которую должно разрешить государство.

По данным Московского городского суда и Арбитражного суда г. Москвы, лучшее достижение в последние годы по Москве в этой сфере – лишь около 20–30% исполненных судебных актов.

С одной стороны, принудительное исполнение решений суда – это полностью сфера Федеральной службы судебных приставов России. А с другой стороны, при таком низком уровне исполнимости судебных решений репутационно страдают суд, институт правосудия и государство в целом. Именно на него граждане возлагают надежду восстановления справедливости в любой ситуации. Недопустимая альтернатива суду – самосуд.

Обобщая мнения представителей профессионального юридического сообщества – судей, прокуроров, адвокатов, приставов, можно выделить несколько основных проблем исполнения судебных актов и причины их возникновения.

Первая – перегруженность службы судебных приставов. Их работа существенно осложнена из-за большого объема исполнительных документов в производстве каждого пристава. Ведь они занимаются взысканиями не только по решениям судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Кроме того, ФССП России исполняет постановления административных органов о взыскании различных штрафов, пеней, неустоек – 60% объема работы службы.

Вторая – низкий уровень квалификации приставов-исполнителей влечет их незаконное бездействие и затягивание исполнительного производства. В настоящее время Федеральный закон от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах» не содержит, к примеру, обязательного требования о наличии высшего образования. Вместе с тем судебный пристав действует в качестве представителя власти, и его деятельность сопряжена с реализацией значительных государственно-властных полномочий, требует знания законов, умения их применять, что объективно требует повышенного образовательного уровня.

Отдельная категория дел с последующими неисполняемыми решениями – это процессы, где ответчиком выступает государство. Стандартный ответ: в бюджете на это средства не заложены, исполнить невозможно. Или дела о спорах с государством, возникающих из административных правоотношений, где также исполнение решения положительного для заявителя порой приобретает призрачные перспективы.

Однако важно понимать, что причины низкого уровня исполнения нужно искать не только в системе государственных и судебных органов, но и в самом обществе. Огромное количество споров о неисполнении договорных обязательств. Стороны не желают исполнять вступившие в законную силу судебные решения. Считается допустимым обмануть человека, не расплатиться по долгам. В суды часто обращаются в целях получения отсрочки на время разбирательства спора вплоть до апелляционного рассмотрения, когда судебный акт вступает в законную силу. На стадии исполнения также существуют возможности затормозить процесс.

Таким образом, недобросовестность сторон в обязательствах, при заключении сделок, их исполнении, намеренные действия по выводу имущества из конкурсной массы при банкротствах, создание фирм-однодневок для обмана контрагентов, фиктивные сделки, массовое уклонение от уплаты алиментов и т. п. – все это социальные проблемы, являющиеся причинами неисполнимости.

Конечно, существуют и объективные причины: отсутствие имущества, принадлежащего организации-должнику, отсутствие денежных средств на расчетных счетах или ликвидация фирм, но, как видится, их доля в числе причин неисполнения решений не столь и велика.

Устранение проблем в сфере исполнения решений судов возможно лишь в комплексе мер.

Необходимо повышать правовую культуру, поднять и сделать непререкаемым авторитет правосудия, выработать другой правовой режим регулирования гражданских правоотношений, чтобы экономически выгодным стало добросовестное поведение, а не наоборот.

Требуется совершенствование законодательной и нормативно-правой базы, регламентирующей стадию исполнения судебного решения. Возможно, эффективным станет принятие Исполнительного кодекса.

Дополнительные квалификационные требования к должности судебного пристава-исполнителя: наличие высшего юридического образования, повышение престижа профессии пристава, поднятие социального статуса, пересмотр материальной мотивации в успешном исполнении конкретного судебного решения, возможно, увеличение уровня постоянной заработной платы и введение переменной составляющей – в процентном соотношении от исполнения.

Ужесточение ответственности за неисполнение судебных решений и расширение круга субъектов правонарушений в этой сфере.

Укрепление судебного контроля над исполнением решений. Объективное и полное рассмотрение жалоб на нарушение сроков исполнения, на незаконные действия и бездействие судебных приставов-исполнителей.

Содействие судов последующему исполнению решения не только на стадии исполнения в виде контроля, но и на стадиях принятия иска и рассмотрения дела по существу – при принятии мер обеспечительного характера.

Во Франции, в Бельгии, Люксембурге и ряде других стран континентальной Европы судебные исполнители являются частными лицами, работающими по лицензии. Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления. В некоторых странах исполнение передано в частные руки, а в других странах сосуществуют параллельно два вида приставов-исполнителей – и частные, и государственные. Таким образом, при наличии альтернативного института частных приставов достигается конкуренция и повышается эффективность исполнения.

От эффективности исполнения судебных актов зависят как внутригосударственное доверие граждан к правосудию и внутренняя экономика, так и инвестиционная привлекательность России во внешнеэкономической политике.


Источник: эж-ЮРИСТ

<-- Назад

Вернуться в раздел