Новеллы Земельного Кодекса 

01.03.2016

Новеллы Земельного Кодекса

Прихожан

Михаил Прихожан  
Юрист направления     «Юридическая практика» 
Группы компаний SRG  

Предоставление земельных участков. Прекращение права собственности.

С 1 марта 2015 года вступила в силу основная часть внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и иные законы, которые внесли существенные изменения в части вопросов предоставления земельных участков и прекращения прав собственности на них.

Предоставление земельных участков, 
находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Федеральный закон N 171-ФЗ ввел в Земельный кодекс новую главу V.1, в которой теперь соединены все процедуры предоставления земельных участков, предусмотренные в ранее действовавшей редакции Земельного кодекса статьями 28-34, 38-39, которые согласно вышеуказанному закону были признаны утратившими силу. Таким образом, указанные поправки ввели в действие единый порядок предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности для всех целей использования.

Согласно федерального закона N 171-ФЗ, пункт 10 ст. 3 Федерального Закона о введении в действие Земельного кодекса, который ранее регламентировал полномочия органов в части распоряжения земельными участками, права на которые не разграничены, утратил силу, введена статья 3.3 указанного закона, согласно которой право распоряжения неразграниченными государственными землями оставлено за органами местного самоуправления, при этом конкретизировано, какой орган и при каких условиях обладает таким правом. 

Новым законом определены условия, когда неразграниченными участками не могут распоряжаться органы местного самоуправления, например - участками, расположенными в городах федерального значения, участками, предоставляемыми для размещения дорог федерального значения и некоторыми другими.

Однако новый закон в статье 34 предусмотрел исключения из указанного правила, согласно которым предусмотрено, что если до вступления в силу указанного Закона (01 марта 2015 г.) органом местного самоуправления муниципального района уже было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении неразграниченного земельного участка, который расположен в границах муниципального района, или в случае если размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, то тогда предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял указанное решение, разместил либо опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.

Помимо этого, новым законом на органы власти и местные органы самоуправления возложена обязанность по выставлению на продажу свободных земельных участков на основании письменных заявлений граждан и организаций.

Новый закон предусмотрел, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежат безвозмездной передаче в собственность поселений, утвердивших правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территории соответствующих поселений (п.1 ст.39.30 ЗК РФ).

Новый закон, внесший поправки в Земельный кодекс, не внося существенных изменений, упорядочил в статье 39.5 Земельного кодекса, ранее предусмотренный предыдущей редакцией Земельного кодекса, перечень оснований предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в собственность бесплатно. 

Согласно новой редакции Земельного кодекса, земельные участки для строительства зданий и сооружений могут быть предоставлены на аукционах только на праве аренды (пункт 7 статьи 39.11 Земельного кодекса). Исключение из данного правила предусмотрено статьей 39.18 Земельного кодекса, согласно которой земельный участок для целей строительства на аукционе может быть продан, например, для целей индивидуального жилищного строительства и некоторых иных случаев.

Как и в ранее действовавшей редакции Земельного кодекса новым законом определено, что формирование земельного участка, который предполагается предоставить через аукцион, а также проведение аукциона, могут быть осуществлены как органами государственной и муниципальной власти, так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами.

Новацией в рамках внесенных поправок в Земельный кодекс в части порядка проведения аукционов стала возможность проведения аукциона по предоставлению земельного участка в электронной форме. Кроме того, новой редакцией Земельного кодекса предусмотрена возможность создания реестра недобросовестных участников аукциона, куда будут вносится информация о победителях аукционов по предоставлению земельного участка, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка. Новой редакцией кодекса, в отличие от старой, которая предусматривала возможность заключения договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, а также с единственным принявшим участие в аукционе только для аукционов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства, снято такое ограничение. 

Новой редакцией кодекса введен ограниченный перечень из 19 оснований для отказа в проведении аукциона. Данные основания можно условно разделить на три группы:

1. Если проведение аукциона приведет к нарушению прав третьих лиц, например - наличие на участке объектов недвижимости, находящихся в их собственности – пп.8,9 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, наличие, зарегистрированных прав третьих лиц на участок – пп.7, 13, 16, 17, 18 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса).

2 Если не осуществлены необходимые процедуры подготовки земельного участка к проведению аукциона, например - границы земельного участка не уточнены в установленном порядке – пп.1 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, не проведена государственная регистрация права собственности (за исключением случаев, когда на торги выставляется участок относящийся к неразграниченной государственной собственности) – пп.2 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, не установлены параметры разрешенного строительства на земельном участке – пп.3 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, не получены технические условия для осуществления строительства на земельном участке – пп.4 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, не определен вид разрешенного использования земельного участка или вид разрешенного использования не соответствует целям, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка – пп.5 п.8 ст. 39.11, земельный участок не отнесен ни к одной из категорий – пп.6 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса.

3. В случаях когда участок не может находится в частной собственности или ограничен в обороте, например, если участок зарезервирован или необходим для государственных нужд - пп.12, 14, 15, 19 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, земельный участок ограничен в обороте или изъят из оборота – пп.10, 11 п.8 ст. 39 Земельного кодекса). 

Кроме того, в законе, внесшем поправки в Земельный кодекс, определено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в принятии решения о проведении аукциона, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, что дает широкие возможности для злоупотреблений в данной сфере.

Как уже было ранее сказано, внесенные поправки в Земельный кодекс, ввели новый принцип предоставления земельных участков, согласно которому земельные участки предоставляются путем проведения торгов за исключением некоторых случаев. Исключения из перечня случаев, при которых участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются исключительно путем проведения торгов при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности стали указаны в п.2 ст.39.3 ЗК РФ, а при аренде - в п.2 ст.39.6 ЗК РФ.

Законом введено правило, согласно которому изменение вида разрешенного использования участка в договоре аренды, заключенного по итогам аукциона или признания аукциона несостоявшимся не допускается.

Законом о внесении изменений в Земельный кодекс введена статья 39.14 ЗК РФ, которой установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Где прежде всего указано, что для предоставления участка необходимо, чтобы границы участка были уточнены в установленном порядке, для чего предусмотрено, что перед началом процедуры предоставления участка его необходимо образовать. В рамках образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка, если не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. 

При этом новой редакцией Земельного кодекса предусмотрено исключение из данного правила, которое состоит в том, что если образование земельного участка происходит из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов, то подготовка схемы расположения земельного участка заинтересованным лицом не допускается (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ). Таким образом, заинтересованное лицо для того, чтобы образовать земельный участок, находящийся в границах населенного пункта (или города федерального значения), в случае отсутствия проекта межевания, должно подготовить этот проект за свой счет. Учитывая, что к примеру в Москве, минимальной единицей, в отношении которой может быть подготовлен проект межевания, является квартал, подготовка такого проекта становиться очень накладной для заинтересованного лица.

Если же земельный участок уже образован, он может быть предоставлен на основании заявления о предоставлении земельного участка с приложением необходимых документов через 30 дней после подачи такого заявления на основании решения о предоставлении земельного участка или договора купли-продажи или аренды.

Если законом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, заявитель выбирает сам, при этом предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно

В новой редакции Кодекса содержатся исключения, при которых вышеуказанный порядок не подлежит применению:

1. Предоставление земельных участков бесплатно в собственность граждан, имеющих 3 и более детей.

2. Заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона или единственным принявшим участие в аукционе его участником.

3. Заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.

4. Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Как и в предыдущей редакции Кодекса, в новой его редакции определено, что исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность или в аренду обладают собственники зданий, сооружений, помещений в здании, сооружении, расположенных на таких земельных участках и лица, обладающие правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления на здание, сооружение, помещение расположенное на таком земельном участке (земельный участок предоставляется только в аренду). Статья 35 Кодекса, регулирующая данные вопросы, не претерпела серьезных изменений за исключением следующего - так в новой редакции статьи определено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Таким образом, новой редакцией статьи предусмотрена возможность отчуждения объекта недвижимости без земельного участка в случае, когда земельный участок не принадлежит собственнику объекта.

В новой редакции кодекса возможность предоставления земельных участков для строительства при условии предварительного согласования места размещения объекта (акт выбора) отменено. 

Новый порядок предоставления участков предусматривает, что предоставление участков будет производится на основании градостроительной документации (генеральный план территории, правила землепользования и застройки, а также документация по планировке территории). Тут также действует принцип, что продажа участка для строительства не допускается, возможна только аренда либо предоставление участка идет на ином праве. Как ранее было сказано, исключение в данном случае составляет продажа земельных участков на аукционах под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, крестьянское фермерское хозяйство, садоводство, дачное хозяйство (п.2 ст. 39.2, п.7 ст. 39.11, ст. 39.18 ЗК РФ).

Однако и здесь есть ограничение: в законе отдельно оговорено, что если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (п.7 ст.39.11 ЗК РФ).

Новой редакцией Земельного кодекса установлены ограниченные сроки аренды участков, предназначенных под строительство. Так, в целях строительства, реконструкции зданий, сооружений, участки могут быть предоставлены в аренду на срок от 3 до 10 лет, на срок до 49 лет для размещения линейных объектов и на срок до 20 лет для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства (для земельного участка в границах населенного пункта). По истечении этого срока арендатор не будет иметь преимущественного права заключения договора на новый срок, а органы местного самоуправления могут предоставлять такие участки на аукционах вместе с долгостроем. Это будет стимулировать к более активному использованию земельных участков.

Новой редакцией Земельного кодекса в статье 34 устанавливается переходный период, в части положений по вопросам предоставления участков для строительства. 

Так, до 1 марта 2018 года участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование согласно статьям 31 и 32 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона, касающиеся предоставления участков по акту выбора) без проведения торгов, если предоставление такого участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее, чем за три года до предоставления земельного участка. 

Также в статье 34 Кодекса указано, что если до вступления в силу нового Закона (01 марта 2015 г.) органом государственной власти или органом местного самоуправления согласно с пунктом 3 статьи 30.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона), но не позднее 1 января 2018 года. 

Также Новой редакцией Кодекса предусмотрено, что если до дня вступления в силу Закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с п.4 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) (п.6 ст.34 Закона).

Кроме того, Законом предусмотрено, что до 1 января 2018 года допускается утверждение проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона).

Законом также предусмотрено, что отношения, связанные с реализацией положений, заключенных до дня вступления в силу Закона или после дня вступления в силу Закона, в соответствии с п.2 ст.34 Закона договоров аренды земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и договоров аренды земельных участков, образованных из таких земельных участков, регулируются ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона). 

Случаи предоставления земельного участка в аренду для строительства без проведения торгов установлены п.2 ст. 39.6 ЗК РФ. В рамках данной статьи некоторому уточнению подверглись положения, касающиеся предоставления участка для завершения строительства или воссоздания утраченного объекта. Так, законом определено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов, либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.

Предоставление земельного участка в аренду без аукциона, в соответствии с настоящим подпунктом, допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

В случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду (вне зависимости от даты регистрации права на объект незавершенного строительства), собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов. 

Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

Законом введено правило, согласно которому изменение вида разрешенного использования участка в договоре аренды, заключенного по итогам аукциона или признания аукциона несостоявшимся не допускается.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст. 39.6 ЗК РФ. 

Прекращение права собственности на земельный участок

Согласно новой редакции Кодекса, основания для прекращения права собственности на земельный участок не претерпели изменений и теперь установлены в главе VII.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации: право частной собственности охраняется законом - никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Новым законом определены условия, когда неразграниченными участками не могут распоряжаться органы местного самоуправления, например - участками, расположенными в городах федерального значения, участками, предоставляемыми для размещения дорог федерального значения и некоторыми другими.

Согласно статье 44 Земельного кодекса право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. 

В целом, вступившие в силу с 1 марта 2015 года поправки в Земельный кодекс, внесенные в Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ изменений в Земельный кодекс Российской Федерации позволили упорядочить имевшуюся до принятия поправок нормативную базу, более детально урегулировать вопросы предоставления земельных участков; очевидно, что внесенные изменения стали еще одним шагом для дальнейшего совершенствования земельного законодательства.

Бюллетень «RWAY», №252 от марта 2016 г.

Поделиться:
Вернуться в раздел
Подписаться на новости