Обсуждаем кодекс: Спорная глава

Горяинова Валентина
Валентина Горяинова

Ведущий юрист
корпоративной практики
Направление «Юридическая практика»

Сфера действия


Следует отметить, что с принятием КАС не ограничивается сфера подведомственности арбитражных судов. Административные споры бизнеса, то есть дела, возникающие из публичных правоотношений, отнесенные к подведомственности арбитражных судов, по-прежнему будут рассматриваться арбитражными судами.

Новый кодекс также не будет распространяться на производство по делам об административных правонарушениях согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ.

При введении в действие КАС дела, находящиеся в производстве и не рассмотренные на момент вступления в силу настоящего Кодекса, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном КАС.

В связи с введением в действие КАС соответствующие изменения вносятся в ряд законодательных актов, в том числе в НК РФ.

Ограничения для судебных представителей


Особенностью нового кодекса являются специальные положения о представительстве. Впервые в неуголовный процесс введены квалификационные ограничения для судебных представителей – они должны иметь высшее юридическое образование.

Теперь наряду с доверенностью и документом, удостоверяющим личность, представителю необходимо предъявить суду диплом о высшем юридическом образовании.

При подписании административного искового заявления представителем к исковому заявлению должна быть приложена копия диплома об образовании.

Физические лица, за исключением отдельных категорий дел, смогут защищать свои интересы лично.

Административные дела от имени организаций, в том числе от имени гос органов, вправе вести руководители организаций, подтвердив соответствующие полномочия. Для руководителей госорганов проектом КАС также устанавливались квалификационные ограничения в части наличия высшего юридического образования, однако в итоговой редакции КАС данное ограничение не сохранилось.

В контексте широко обсуждаемой идеи адвокатской монополии следует отметить, что вопрос установления ограничений для судебных представителей по административным делам наличием адвокатского статуса также был предметом обсуждения при принятии кодекса, но сохранены лишь квалификационные ограничения.

Насколько хорошо установленные КАС ограничения будут способствовать оптимизации судебного процесса, покажет практика.

Административное производство


Приведенная в новом кодексе подробная регламентация всего судебного процесса по административным делам как в суде первой инстанции, так и при пересмотре судебных актов включает повторение ряда общих положений других процессуальных законов, что, по мнению разработчиков кодекса, должно способствовать повышению уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и уменьшению риска судебной ошибки.

В кодексе стороны процесса именуются как административный истец и административный ответчик; заинтересованными являются лица лиц, закреплены положения о процессуальном соучастии и установлена возможность предъявления коллективного административного иска.

КАС устанавливает возможность коллегиального рассмотрения некоторых административных дел в первой инстанции. В частности, председатель суда наделен правом принять решение о коллегиальном рассмотрении дела «в связи с его особой сложностью» на основе мотивированного заявления судьи.

Обеспечительные меры в КАС поименованы как меры предварительной защиты, при этом меры предварительной защиты конкретизированы в зависимости от категории дел. Это могут быть: запрет применения оспариваемого нормативного акта в отношении административного истца; приостановление действия оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу; наложение ареста на имущество административного ответчика в размере требований по делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

В КАС включены положения о предъявлении иска и документов в электронном виде, но практическая реализация данных положений будет определяться соответствующими техническими возможностями судов.

Кодексом установлены короткие сроки: на процесс отводится не более двух месяцев, по сложным делам срок можно будет увеличить, но не более чем на один месяц. Также предусматривается возможность упрощенного процесса в 10-дневный срок с момента вынесения определения о рассмотрении дела по такой процедуре.

Бремя доказывания по всем делам, относящимся к сфере регулирования КАС, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов.

КАС предусматривает льготы по судебным издержкам, включая расходы по оплате государственной пошлины только для инвалидов и малоимущих граждан (при подтверждении статуса).

Споры о кадастре


Включение в КАС отдельной главы, регламентирующей порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, не стало неожиданностью. С августа 2014 года данная категория дел отнесена к подведомственности судов общей юрисдикции регионов РФ. Подсудность этой категории дел оставлена за судами субъектов, хотя в процессе обсуждения проекта КАС предпринимались попытки разделить подсудность с районными судами в зависимости от цены вопроса.

В части требований к составу документов, прилагаемых к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в КАС перенесены положения закона об оценочной деятельности.

Теперь заинтересованному лицу необходимо будет представлять вместе с иском нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (свидетельство о праве собственности, договор аренды), а также отчет об оценке рыночной стоимости и положительное экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не только в форме документа на бумажном носителе, но и в форме электронного документа.

Как показывает практика производства по данной категории дел, камнем преткновения является величина рыночной стоимости объекта недвижимости. В силу особенностей и специфики методологии оценки при наличии в рамках разбирательства по кадастровым делам споров о применении тех или иных методов оценки, обоснованности использования оценщиком тех или иных аналогов оцениваемого объекта неизбежно возникает вопрос о необходимости проведения судебной экспертизы. Поэтому при инициировании исков об оспаривании кадастровой стоимости административным истцам следует быть готовыми к более длительным срокам производства и дополнительным расходам, в том числе связанным с оплатой судебных экспертиз.

Конституция РФ выделяет в качестве самостоятельного вида административное судопроизводство, которое осуществляется на основе специального, а именно административно-процессуального законодательства. В связи с чем вопрос принятия кодекса об административном судопроизводстве обсуждался на протяжении длительного периода.

Новый кодекс регламентирует административное производство отдельных категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, поэтому не является универсальным кодифицированным актом для всех административных споров. Вместе с тем принятие КАС, по нашему мнению, будет способствовать унификации и оптимизации административного разбирательства.


Правовая газета «эж-ЮРИСТ», №9 от марта 2015 г.

<-- Назад

Вернуться в раздел